РУС БЕЛ ENG

Инновационный проект

Инновационный проект «Внедрение модели развития

психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»

Цель проекта: разработать и реализовать на практике модель формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи.

Задачи:

  •  изучение литературы и передового опыта работы по формированию педагогической культуры родителей в современных социокультурных условиях;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в рамках инновационного проекта;
  • определение структурно-уровневых характеристик педагогической культуры родителей;
  • разработка диагностического обеспечения формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • определение основных составляющих содержания процесса формирования педагогической культуры родителей в современных социокультурных условиях;
  • выявление организационно-педагогических условий формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • разработка научно-методического обеспечения процесса взаимодействия УО и семьи, направленного на формирование педагогической культуры родителей;
  • разработка технологии реализации проекта;
  • мониторинг качества процесса взаимодействия по формированию педагогической культуры родителей;
  • анализ результатов, обобщение и разработка методических рекомендаций по внедрению модели формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи в массовую образовательную практику.

Новизна инновационного проекта заключается в:

  • повышении заинтересованности педагогов и семьи в совместной деятельности по формированию педагогической культуры родителей;
  • практическом освоении новых принципов организации взаимодействия с семьей по формированию педагогической культуры родителей;
  • расширении возможностей выбора родителями содержания, средств, форм взаимодействия с учреждением образования, что позволит реализовать индивидуальный подход в работе с родителями по формированию педагогической культуры.

 

Ожидаемые результаты

В результате реализации инновационного проекта предполагается:

  • создание системы организации деятельности учреждения образования по формированию педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • положительная динамика уровня сформированности педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • повышение качества образования;
  • поиск и разработка педагогами форм и технологий по формированию педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • формирование диагностического инструментария оценки эффективности деятельности по формированию педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи;
  • создание банка информационных и методических материалов и обобщение результатов инновационной деятельности, разработка методических рекомендаций по организации «внедрения модели формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи».

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогического коллектива учреждения образования через апробацию продуктивных технологий, методов и форм по формированию педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи, повысит профессиональный уровень педагогов, позволит найти оптимальные пути удовлетворения запросов родителей в области организации семейного воспитания.

 

Сроки реализации: 2019-2023 годы

 

Консультанты:

 

Антипова Елена Владимировна,старший преподаватель кафедры педагогики

УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова»,

 

Добриневская Анна Ивановна, методист высшей квалификационной категории ГУО «Академия последипломного образования».

Состав участников инновационного проекта:

 

Ф.И.О.

участников

Должность

Функции

в проекте

  1.  

Моисеенко Анна Петровна

Директор школы

Руководитель проекта

  1.  

Карчевская Людмила Ивановна

Заместитель директора по воспитательной работе

Координатор реализации инновационного проекта

  1.  

Зайцева Татьяна Евгеньевна

Педагог социальный

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Шалупенко Екатерина Петровна

Педагог-организатор

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Ермолович Елена Викторовна

Педагог-психолог

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Тужик Ольга Анатольевна

Библиотекарь

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Черникевич Кристина Дмитриевна

Классный руководитель 2«В» класса

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Букач Алеся Владимировна

Классный руководитель 5«А» класса

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Прокопчик Ирина Алексеевна

Классный руководитель 9«А» класса

Участник творческой группы по реализации проекта

  1.  

Ковалева Татьяна Александровна

Руководитель объединения по интересам «Подросток»

Участник творческой группы по реализации проекта

 

Комплексно-целевая программа реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи»

на 2019-2023 годы

  1. Подготовительный этап (январь 2019 года – март 2019 года)
  1. Самоопределение управленческой команды школы на инновационную деятельность, рефлексия образовательного процесса.
  2. Выбор темы инновационного проекта.
  3. Оценка необходимого потенциала и дополнительных ресурсов для осуществления инновационной деятельности.
  4. Мотивация педагогов на инновационную деятельность, формирование группы участников проекта.
  5. Изучение литературы, опыта работы учреждений общего среднего образования по теме инновационного проекта.
  6. Получение консультаций у консультантов инновационного проекта.
  7. Создание модели формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждения образования и семьи.
  8. Разработка и оформление инновационного проекта.
  9. Подготовка плана реализации инновационного проекта на 2019/2023 учебный год.
  10. Оформление и подача документов на участие в инновационной деятельности в 2019/2023 учебном году.
  11. Повышение квалификации педагогов на базе государственного учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».
  12. Организация сетевого взаимодействия с учреждениями образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности.
  1. Проектировочно-диагностический этап (март – сентябрь 2019 года)
  1. Подготовка пакета диагностического инструментария.
  2. Организация психологического сопровождения участников инновационного проекта.
  3. Создание банка материалов по теме инновационного проекта.
  4. Создание творческой группы участников проекта.
  5. Издание приказа по школе об организации инновационной деятельности, определяющего участников инновационной деятельности, их функциональные обязанности.
  6. Определение тематики индивидуальных исследований участников инновационного проекта.
  7. Определение содержания и форм мониторинговых исследований, внутреннего контроля, форм отчетности, анализа и оформления текущих, промежуточных и итоговых результатов.
  8. Проведение инструктивно-методического совещания, обучающего семинара-практикума по организации педагогического исследования в рамках проекта.
  9. Организация индивидуальных консультаций для участников инновационного проекта.
  10. Инициирование законных представителей учащихся к участию в реализации инновационного проекта.
  11. Диагностика мотивации и готовности педагогов к инновационной деятельности, уровня компетентности.
  12. Диагностика уровня сформированности педагогической культуры родителей.
  13. Диагностика мотивации и готовности законных представителей учащихся к включению в инновационную деятельность.
  14. Анализ и оценка полученных результатов педагогической диагностики.
  1. Практический этап (октябрь 2019 года – февраль 2023 года)

1. Диагностика семей:

  • изучение образа жизни семей;
  • выявление особенностей семейного воспитания;
  • составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
  • выявление положения детей в системе семейных отношений.

2. Работа с социально неблагополучными семьями:

  • составление социального паспорта класса;
  • составление списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
  • обследование жилищных и материальных условий опекунских,

малообеспеченных, неблагополучных семей.

3. Взаимодействие семьи и школы:

  • создание условий для участия родителей в воспитательной деятельности школы;
  • организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
  • работа родительского лектория; проведение дней открытых дверей в УО.

4. Организация полезного досуга:

  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся;
  • включение семей в воспитательную и образовательную деятельность.

5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы;
  • педагогические лектории;
  • дни открытых дверей;
  • оказание психологической помощи;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
  1. Обобщающий этап (март 2023 года – май 2023 года)
    1. Творческий отчет участников инновационного проекта по завершении инновационной деятельности.
    2. Подведение итогов реализации проекта. Исправление недочетов проекта. Обобщение материалов.
    3. Публикации в периодической педагогической печати, сборниках конференций различного уровня.
    4. Методические рекомендации по внедрению модели по формированию педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи в массовую образовательную практику. 

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • тематические родительские собрания;
  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;
  • спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
  • дни открытых дверей в УО;
  • выставки семейного творчества;
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
  • тематические беседы и лектории для родителей;
  • родительские конференции.

Условия реализации проекта:

· Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

· Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.

· Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.

· Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

·   Обеспечение прав родителей на участие в управлении УО.

· Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, классного руководителя.

Календарный план по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели формирования педагогической культуры родителей

в процессе взаимодействия учреждений образования и семьи»

на 2019-2023 годы

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1.

Организация работы творческой группы участников инновационного проекта

Май-июнь

2019 г.

Карчевская Л.И., руководитель проекта

2.

Оформление информационно-методических материалов для визуального ознакомления участников проекта с подходами по внедрению модели формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия учреждения образования и семьи (стенд, страница школьного сайта, информационные листки)

Май-август

2019 г.

Тужик О.А., библиотекарь

3.

Изучение возможностей для организации работы творческих мастерских с участием родителей

Июнь-август

2019 г.

Ермолович Е.В., педагог-психолог , классные руководители

4.

Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия

Сентябрь 2019 г.

Ермолович Е.В., педагог-психолог, классные руководители

5.

Анализ результатов анкетирования, выявление социально неблагополучных семей

Октябрь

2019 г.

Ермолович Е.В., педагог-психолог,

классные руководители

6.

Проведение тематических консультаций для родителей

Ноябрь

2019 г.-

февраль 2023 г.

Специалисты СППС

7.

Проведение родительских чтений, педагогических практикумов, лекториев для родителей учащихся

Декабрь 2019 г.-февраль 2023 г.

Тужик О.А., библиотекарь,

Ермолович Е.В., педагог-психолог

8.

Организация и проведение туристко-краеведческих и спортивно оздоровительных мероприятий, трудовых десантов, творческих конкурсов с участием педагогов, учащихся и их родителей

Ноябрь

2019г.-

февраль 2023г.

Классные руководители;

Шалупенко Е.П., педагог-организатор

9.

Подведение итогов реализации проектов

Март

2023 г.-

Май 2023 г.