РУС БЕЛ ENG

Советы родителям первоклассников

Советы родителям первоклассников (скачать) .docх  52 Кб /

Советы родителям первоклассников

   Волнительное это дело — первый раз в первый класс. Будто бы отдаешь ребенка в чужой и незнакомый мир. Что же все-таки нужно, чтобы ребенок успешно начал свой путь к самостоятельности и независимости? Можно ли быть уверенным, что ребенок, читающий, знающий названия всех континентов Земли, марки машин и имена всех героев популярных мультфильмов, будет успешным в школе? Вовсе нет.

    Успехи в учебе куда больше зависят от желания и умения учиться, от желания разобраться, понять, почему так, умения видеть связи явлений, чем от раннего умения читать и запаса разрозненных энциклопедических сведений. Ребенок должен понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям, а также требованиям учителя. В нашей обычной жизни существует много моментов, которые вполне можно считать подготовкой к школе и которые естественно могут вписаться в жизнь любой семьи.

    Прогулки, занятия спортом, игры, плаванье — все, что укрепляет здоровье, очень важно для школьной жизни ребенка. Поощряйте занятия, развивающие мышление, моторику, фантазию. Самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких важных умений и качеств, как подготовка руки к письму. В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильности техники письма, также важно и обучение коммуникативным навыкам, усидчивости, внимательности и т.д.

    Самым лучшим способом развить речь, внимание, память, воображение всегда является чтение ребенку книг. Читайте каждый день, даже если ваш ребенок сам уже умеет читать. Ваше чтение не заменит ни просмотр мультфильмов, ни прослушивание кассет. Также важно сотрудничать с ребенком, при этом не отказываться от его помощи во взрослых делах: от ремонта крана до лепки пельменей. Будьте готовы и сами помочь, если это понадобиться. И конечно особое внимание уделяйте желанию ребенка узнавать новое, умению общаться и находить общий язык с детьми и взрослыми, доводить начатое дело до конца, способности преодолевать трудности.

    Еще есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой далеко не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, которые понадобиться в школе с первого дня. Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя свои шарфы и варежки, умея застегивать пуговицы и завязывать шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать, обедать и убирать за собой посуду в школьной столовой; собрать портфель, быстро достать из портфеля необходимое; а также вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.

    Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе является куда более значимой, чем все то, о чем  было сказано выше. И этому не обучают на специальных занятиях — только в семье.

   И самый главный совет: будьте рядом, поддерживайте своих детей во всем, а также будьте предельно сдержанными и чуткими и у вас все получится.

Советы родителям будущих первоклассников

   В каждой семье будущего первоклассника относятся по-разному к приближению этого самого дня. Кто-то с волнением и нетерпением ожидает того дня, ког­да ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Для кого-то это день когда начнутся «мучения», связанные с учебой ребенка.

   В первом и втором случае это важное событие в жизни ребенка, но оно не менее значимо и для нас

   Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что первого сентября ребенок, как по волшебству, изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой. Порой, искренне желая ребенку добра, мы говорим: «Ты уже совсем большой, а значит, должен интересоваться не игрушками, а учебой. Что ты все время играешь, лучше пошел бы почитал».-родителей. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

   Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошколь­ником. Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником и один момент. Должно пройти время, прежде чем наш малыш станет настоящим школьником.

   Нам необходимо помнить, что ребенок имеет право на до­школьные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественное за­нятие для вчерашнего дошкольника. Если мы активно поощряем его учеб­ные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: «Какой молодец, взял книж­ку и читает!», но также и «Как же ты здорово умеешь играть!». Его любимую игрушку можно привлечь к процессу выполнения домашнего задания. «Медвежонок (кукла, любая другая игрушка) хочет посмотреть, как у тебя получиться».

   Можно предложить научить чему – то любимую игрушку. Например: писать, читать, лепить, и т.д. Элементарно просто поиграть в школу с привлечением игрушек.  

   Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идут в первый класс, горя желани­ем стать школьниками. Важно всячески поддерживать это же­лание. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребен­ка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?

   Для того чтобы у ребенка сформировалось положитель­ное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На пер­вых порах ребенку необходимо ощущение собственной успеш­ности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и спо­собствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему  особенно важно поощрение.

   Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей. Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!», или: «Мне очень нравится хвостик у этой цифры!», ребенок получает информацию о том, что нуж­но делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает - для него это возможно. Если же мы говорим: «Умница, отлично!», — то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ему трудно сори­ентироваться в том, какое поведение является одобряемым.

   Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из про­писей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.