РУС БЕЛ ENG

Сексуальное насилие

Признаки сексуального насилия у детей и подростков

В случае сексуального насилия или действий сексуального характера изменения могут произойти как в поведении ребенка, так и в его физическом и психологическом состоянии.

Физические признаки:

Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице, губах, в ротовой полости, кроме этого, может быть отказ от еды (анорексия) или наоборот - переедание (булимия).

Анальные симптомы: повреждения в прямой кишке, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры.

Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции.

Кроме этого, признаками сексуального насилия над ребенком являются:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • гематомы (синяки) в области половых органов;
  • кровотечения, необъяснимые выделения из половых органов;
  • гематомы и укусы на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
  • боль в нижней части живота;
  • повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Изменения в поведении:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • чрезвычайный интерес к играм сексуального содержания;
  • поразительные для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
  • сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного возраста);
  • необычная сексуальная активность: сексуальное использованием младших детей; мастурбация (начиная с дошкольного возраста), отирание половых органов о тело взрослого.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд,  вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность (встречается у детей и подростков, начиная с дошкольного возраста);
  • истерическое поведение, быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста).

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • резкое изменение успеваемости (хуже или гораздо лучше);
  • прогулы в школе, отказ и уклонение от обучения, посещения учреждения дополнительного образования, спортивной секции;
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

  • падение самооценки;
  • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

Появление невротических и психосоматических симптомов:

  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаванием, или снимать нижнее белье — трусики во время медицинского осмотра).

Конечно, выявив у ребенка какой-либо из этих признаков, не стоит сразу подозревать насилие, но если  они присутствуют в комплексе, на такого ребенка стоит обратить внимание и деликатно расспросить его о том, что происходит в его жизни. Если же ваши опасения подтвердились, то необходимо сразу же сообщить о преступлении в органы внутренних дел, а ребенку должна быть оказана профессиональная психологическая, медицинская и иная помощь.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Остановитесь! Оглянитесь!

Рядом с Вами может быть ребенок, который нуждается именно в Вашей помощи


 

КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЕНКА ОТ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ!!!

  • Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
  • Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.
  • Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.
  • Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
  • Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
  • Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
  • В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
  • НАДО ПОМНИТЬ, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.
  • ЗНАЙТЕ, что дети охотнее идут на контакт (особенно
    с 6 до 12 лет), что прибавляет насильнику уверенности, он стремится расположить к себе ребенка, одновременно обещает в обоюдных половых действиях безобидную и приятную забаву.
  • НЕРЕДКО преступником оказывается человек, который находится с детьми и подростками в каких-либо повседневных служебных контактах (руководит кружками, секциями, занимается репетиторством).
  • Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.
  • Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

 

ГУОПП МОБ МВД Республики Беларусь

 

ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Гораздо легче предотвратить сексуальное насилие в отношении вашего ребёнка, чем испытывать глубочайшее чувство вины за то, что не уберегли его.

Родители должны знать, что:

  1. Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.
  2. Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.
  3. В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.
  4. Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.
  5. Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.
  6. Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Защитить детей от сексуального насилия - одна из главных задач родителей.

Советы родителям:

1. Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним и Когда он должен вернуться.

2. Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

3. Ваш ребёнок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребёнка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребёнок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребёнок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

4. Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

5. Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

6. Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

7. Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

8. Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

9. Слушая ребёнка, применяйте «активное слушание». Ребёнок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

10. Соблюдайте правила сексуального поведения при детях, приведенные ниже.

Правила сексуального поведения для детей (по Barbara Bonner):

  1. Можно дотрагиваться до своих интимных частей тела, будучи наедине с собой.
  2. Нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека.
  3. Нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела.
  4. Нельзя показывать интимные части тела другим людям.
  5. Контролируйте свое сексуальное поведение, чтобы окружающие чувствовали себя комфортно.

Правила сексуального поведения дли взрослых:

  1. Взрослые должны научить ребенка соблюдать эти правила. Важно, чтобы и дети, и взрослые соблюдали их.
  2. Не разрешайте ребёнку спать или купаться со взрослыми.
  3. Взрослые должны быть скромны при детях. Нельзя ходить раздетыми или обнажёнными, если дети находятся рядом. Однако совершенно нормально, если вы показываете доброе отношение друг к другу.
  4. Взрослые должны быть наедине в ванной или спальне. В доме должны быть установлены четкие правила о вхождении ребёнка и спальню к взрослым (например, стук в дверь). Если взрослые собираются заняться сексом, они должны принять меры, чтобы дети не могли войти или наблюдать их частично раздетыми, или откровенно разыгрывать сексуальное поведение, когда это могут видеть дети.
  5. Нельзя держать в доме откровенно сексуальные материалы.
  6. Нельзя давать возможность детям подавлять младших или уязвимых детей.
  7. Желательно, чтобы ребёнок не купался в ванной с другими детьми и не спал в одной кровати с кем-либо. Также предпочтительно, чтобы ребёнок спал в комнате один.
  8. Контролируйте игры детей, чтобы знать, где они и что они делают. Не разрешайте играть при закрытых дверях, если вы не уверены в ком-либо из детей.

Памятка педагогам

Что делать, если ребенок сообщил Вам о факте жестокого обращения или сексуального насилия над ним:

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Не поднимайте шума и не устраивайте разбирательств при других детях или посторонних взрослых.
  3. Попытайтесь оставаться спокойными, ведите себя естественно, старайтесь сдержать свой гнев по поводу случившегося. Не думайте, что ребенок обязательно будет ненавидеть своего обидчика или сердиться на него, так как им может оказаться член семьи или близкий человек. Если Вы проявите гнев, ребенок ощутит чувство вины, его и без того тяжелое состояние усугубится.
  4. Если ребенок переживает чувство вины, уверьте его в том,  что он ничего плохого не сделал. Успокойте и поддержите.
  5. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  6. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые Вы не можете исполнить, например: «Твоя мама не расстроится» или  «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают».

Если ребенок говорит об этом в классе:

  1. Покажите, что Вы приняли это к сведению, например, словами: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже», и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине, и чем скорее, тем лучше. Можно это сделать, например, на ближайшей перемене. Не упускайте из виду ребенка до того момента, как состоится разговор.
  3. Ни при каких обстоятельствах нельзя привлекать внимание окружающих к ребенку и его словам. Его ровесники не смогут адекватно оценить ситуацию в силу своей незрелости. Публичное обсуждение навредит ребенку и усугубит его психологическое состояние.

После раскрытия факта жестокого обращения или сексуального насилия:

  1. Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка. Например, Вы можете сказать ему: «Если захочешь поговорить, я в твоем распоряжении».
  2. Уважайте право ребенка на уединение, не давайте нарушать это право другим школьным работникам и ученикам.
  3. Далее действуйте по алгоритму информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Памятка родителям

  1. Не паникуйте, попытайтесь оставаться спокойными, ведите себя естественно, старайтесь сдержать свой гнев по поводу случившегося. Не думайте, что ребенок обязательно будет ненавидеть своего обидчика или сердиться на него, так как им может оказаться член семьи или близкий человек. Если Вы проявите гнев, ребенок может ощутить чувство вины, его и без того тяжелое состояние может усугубиться.
  2. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка. Уверьте его в том, что он ничего плохого не сделал и что это не его вина, успокойте и поддержите словами типа: «Хорошо, что ты мне сказал(а)», «Ты правильно сделал(а). Ты в этом не виноват(а)», «Не ты один/одна попал(а) в такую ситуацию, это случается и с другими детьми», «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо» и т.п.
  3. Попытайтесь понять чувства ребенка – гнев, страх, печаль или тревогу.
  4. Скажите ребенку, что Вы защитите его.
  5. Обнимите его и приласкайте. Тактильный контакт ребенка с любимым человеком очень важен для него.
  6. Подбодрите ребенка.
  7. Если ребенок испытывает тревогу или ему страшно, создайте дома такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя полностью защищенным, или найдите другое безопасное место.
  8. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов.
  9. Помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
  10. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые Вы не можете исполнить, например: « С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают» (в случае, если обидчиком оказался близкий человек).
  11. Скажите ребенку, что Вы собираетесь делать, и спросите его, согласен ли он с Вашими намерениями (например, пойти к врачу или в милицию). Всегда помните – публичное обсуждение насилия может привести к усугублению состояния ребенка. Любые ваши шаги должны быть конфиденциальны и максимально деликатны по отношению к ребенку.
  12. Уважайте право ребенка на уединение. Если ребенок замкнут и не хочет или по какой-то причине не может Вам рассказать, что с ним случилось, будьте терпеливы, не устраивайте ему допрос. В таких случаях самым правильным решением будет обращение за помощью к детскому психологу.
  13. В случае тяжелых переживаний обратитесь за профессиональной помощью к психологу. Вам тоже нужна поддержка.