РУС БЕЛ ENG

Единые уроки. Уроки Памяти

Примерная матрица единого урока, посвященного Дню народного единства (17 сентября),

для учреждений общего среднего образования

 

День народного единства благодарность современников предыдущим поколениям, отстоявшим право самим определять свою судьбу. Он вселяет гордость за страну и дает осознание того, что белорусы единый народ. В этом заключаются основы стабильности и благополучия современного белорусского государства. Объединенные мечтой об успешной и процветающей Беларуси, извлекая уроки из нашей истории, мы в мире и согласии созидательным трудом строим общее будущее.

А.Г. Лукашенко

(из поздравления Президента соотечественников с Днем народного единства 17 сентября 2022 г.)

 

Целевая установка: продолжить формировать у учащихся осознанное уважительное отношение к государственному празднику День народного единства, активную жизненную позицию, способствовать осознанию учащимися принадлежности к белорусскому народу, объединенному общей историей и традициями; воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, ответственность и готовность действовать во благо своей Родины, формировать национальное самосознание.

Методические рекомендации

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования.

Важно обратить внимание на оформление кабинета. В кабинете должна присутствовать государственная символика. Тематическое оформление кабинета может быть дополнено иллюстрациями и фотографиями исторических мест, событий; выставкой книг; выставкой творческих работ, посвящённых Дню народного единства.

На I ступени общего среднего образования раскрытие тематики единого урока может носить информационный характер. У детей младшего школьного возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, поэтому в ходе урока можно использовать элементы заочного путешествия, тематической беседы, просмотр и обсуждение мультфильма, видеосюжетов, организовать прослушивание музыкальных произведений и иное.

На II ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока педагогическому работнику рекомендуется акцентировать внимание учащихся на истории возникновения праздника, его общенациональной значимости и консолидирующей роли в истории государства и современной жизни белорусского общества.

На III ступени общего среднего образования в ходе проведения единого урока в его содержании могут быть отражены основные направления миролюбивой политики Беларуси, принимаемые государством меры по обеспечению национальной безопасности.

При организации урока необходимо опираться на знания учащихся, полученные ими на уроках истории, литературы. Данный урок в 8–11 классах может дать старт информационно-образовательному проекту «Школа Активного Гражданина» («ШАГ») в новом учебном году.

Справочно.

Мероприятия проекта «ШАГ» в 2023/2024 учебном году пройдут под девизом «Родина моя Беларусь в лицах». Задачами проекта в этом учебном году являются: знакомство с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими значительный вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками, активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени.

При подготовке и проведении единого урока можно использовать издания:

Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку (з электронным дадаткам) / Кузняцова Л.Ф. [і інш.] – Мінск : Адукацыя і выхаванне, 2023;

Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 143 с.

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Итогом совместной работы должно стать осознание учащимися связи со своим народом, понимание важности собственной активной гражданской позиции, ощущение личной ответственности за будущее страны.

 

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент единого урока

9-11 классы

 

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 17 сентября 2021 года Беларусь впервые отметила государственный праздник – День народного единства. Эту дату можно считать днем воссоединения белорусского народа.

Учащимся предлагается небольшой исторический экскурс, позволяющий понять причины возникновения данного праздника. В качестве основы рекомендуем материалы, размещенные в Приложении 1.

На III ступени общего среднего образования исторический экскурс можно организовать силами учащихся.

Подытожить услышанное поможет демонстрация ролика «История событий 1939 года в фотодокументах».[1]

Просмотр ролика учащимися I и II ступени необходимо организовать с комментариями и пояснениями педагога.

Основной этап

Задание «Мы разные, но мы вместе»

 

Задание «Дополни пословицы словами»

 

Просмотр и обсуждение мультфильма по произведению В. Сутеева «Кораблик».[2]

 

Задание «Расшифруй слово»

(Приложение 2)

Работа с картой

«Границы Беларуси 1921 – 1945 гг.»

 

Обмен мнениями

«Праздник, который объединяет» (обсуждение исторических событий, связанных с Днем народного единства)

 

В фокусе обсуждения: историческая справедливость, сплоченность белорусов, умение жить в дружбе, взаимная поддержка

(Приложение 4)

Интервью «День народного единства – что мы знаем о нем?»

 

Полилог (разговор участников, поэтапный поиск ответа на главный вопрос)

 (Приложение 6)

 

Заключительный этап

Коллективная работа «Мы едины»

(Приложение 3)

Групповое задание «Сплоченная команда»

(Приложение 5)

Коллективная работа «Мы едины»

 

Задание «Толока»

(Приложение 7)

 

Просмотр трейлера к фильму «На другом берегу»[3]

 

Педагог подводит итоги единого урока, возвращаясь к словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, вынесенные в качестве эпиграфа единого урока, и акцентирует внимание учащихся на понимании значимости единства белорусского народа для достижений нашей страны в различных сферах деятельности.

Беларусь всегда славилась традициями, добрыми, уважительными отношениями между людьми. Республика Беларусь сохраняет свою независимость и суверенитет благодаря народному единству и огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей – талантливых, квалифицированных, искренне желающих принести пользу своему народу. Сплоченность, солидарность и взаимопонимание белорусов, объединенных историей, традициями, культурой и общим духом уважения и равенства – эти качества всегда были главными для белорусов, такими и должны оставаться.

 

 

Приложение 1

Историческая справка

Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2021 г. 17 сентября объявлен Днем народного единства.

Этот день стал актом исторической справедливости в отношении белорусского народа, разделенного против его воли в 1921 году по условиям Рижского мирного договора.

Что же произошло? В ноябре 1918 года после поражения Германии и Австро-Венгрии в Первой мировой войне появился ряд новых стран, среди них Польская Республика, во главе которой встал Юзеф Пилсудский. Его политика была направлена на восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года. Создав за короткий срок мощную армию, в феврале 1919 года Польша начала наступление на территорию БССР. Польские войска захватили Брест, Слоним, Щучин, Пинск, Барановичи. 8 августа был захвачен Минск, оборона которого продолжалась 39 дней.

На захваченной территории был установлен жесткий оккупационный режим. Польские власти ликвидировали органы местного управления, восстанавливали помещичье землевладение, закрывали белорусские школы и учреждения культуры.

В марте 1920 года польские войска начали новое наступление. Но Красная Армия смогла остановить их, перейти в контрнаступление и освободить Минск. В августе 1920 года был освобожден Брест, войска Красной Армии дошли до окрестностей Варшавы. Но из-за недостатка сил, слабого материального обеспечения потерпели поражение и были вынуждены отступить с территории Польши и Западной Беларуси. В условиях, когда польские войска в результате контрнаступления заняли значительную часть Беларуси, советское правительство было вынуждено пойти на переговоры о мире. Они прошли в Риге между РСФСР и Украиной с одной стороны и Польшей с другой.

По Рижскому мирному договору от 18 марта 1921 года значительная часть территории Беларуси (более 110 тыс. км² с населением около 4,5 млн. человек) оказалась в составе Польского государства. За БССР сохранилось только шесть уездов Минской губернии: Минский, Бобруйский, Борисовский, Игуменский, Мозырский и Слуцкий, в которых проживало 1,6 млн. человек. Граница с Польшей прошла в 30 км западнее Минска. Витебская и Гомельская губернии, западные уезды Смоленской губернии оставались в составе РСФСР.

1 сентября 1939 года нацистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война.[4]

Имея огромный перевес в живой силе и технике германские войска оккупировали значительные территории Польши. Были заняты некоторые западно-белорусские населенные пункты, в том числе город Брест. Польское правительство 16 сентября покинуло страну и эмигрировало в Румынию. Польское государство фактически прекратило существование.

 

17 сентября 1939 года части Красной Армии перешли советско-польскую границу и начали освобождение Западной Беларуси и Западной Украины.

    

К 25 сентября советские войска полностью освободили Западную Беларусь.

Население Западной Беларуси встречало Красную Армию как освободительницу и оказывало действенную помощь. После прихода советских войск в западных областях развернулась подготовка к выборам в Народное собрание Западной Беларуси. Выборы прошли 22 октября 1939 года. Народное собрание Западной Беларуси начало работу 28 октября 1939 г. в Белостоке. 14 ноября 1939 года внеочередная III сессия Верховного Совета БССР утвердила Закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР. В результате воссоединения Беларуси территория БССР увеличилась до 225,7 тыс. км², а население – до 10,3 млн. человек.

Восстановленное в 1939 году единство позволило Беларуси выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место в международном сообществе, стать одним из соучредителей Организации Объединенных Наций.

Использованные источники

 История Беларуси, 1917 г. – начало XXI в. : учеб. пособие для 9-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / С. В. Панов, В.Н. Сидорцов, В. М. Фомин – Минск : Изд.центр БГУ, 2019.– С.25-29.

  1. История  Беларуси,  XIX  –  начало  XXI  в.:  учеб. пособие  для  11 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения (с электронным  приложением  для  повышенного  уровня) / А.В. Касович [и др.]. – Минск: ИЦ БГУ, 2021.– С.108-114.

Интернет-ресурсы:

https://www.tvr.by/news/obshchestvo/17_sentyabrya_1939_goda_nachalos_vossoedinenie_zapadnoy_i_vostochnoy_belarusi/

https://zviazda.by/ru/news/20160918/1474192790-17-sentyabrya-1939-goda-odno-sobytie-i-ne-odna-istoriya

https://www.sb.by/articles/nashy-iduts-nashy-iduts-z-uskhodu-.html

Приложение 2

Задание «Мы разные, но мы вместе»

Педагог предлагает учащимся рассказать о себе (по очереди назвать любимое увлечение, занятие, качество личности). Обобщая ответы учащихся, педагог сообщает, что мы все разные как внешне, так и по своим привычкам, увлечениям и т.д. Но хотя мы такие разные, многое нас объединяет.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы считаете, что может объединять нас с вами?

«Мы, белорусы – мирные люди», – гласит первая строка Государственного гимна Республики Беларусь.

Главными нашими качествами являются трудолюбие, ответственность и взаимопонимание. Нас объединяют история, традиции, культура. Мы – единый народ.

  • На ваш взгляд, что обозначает слово единство?

Задание «Дополнить пословицы словами»

Крепкую дружбу и водой… (не разольешь).

Друзья познаются в … (беде).

Без друга в жизни … (туго).

Лучше хорошо поступить, чем хорошо… (говорить).

Учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы.

Просмотр мультфильма по произведению В. Сутеева «Кораблик»

Вопросы для обсуждения после просмотра мультфильма:

  • Согласны ли вы, что всех героев сказки можно назвать друзьями? Почему вы так думаете?
  • Можно ли назвать героев сказки находчивыми, сообразительными? Докажите.
  • С каким настроением плывут друзья на кораблике?
  • Какое настроение у лягушонка? Чем он огорчен?
  • Почему друзья не захотели взять лягушонка на кораблик?
  • Кто из героев сказки вам понравился? Почему?
  • Чему учит эта сказка? 

Задание «Расшифруй слово»

Используя каждую букву слова, назвать слова, объясняющие, что такое дружба.

Д – добро

Р – радость

У – уважение

Ж – жизнелюбие

Б – братство

А – активность

Приложение 3

Коллективная работа «Мы едины»

 

На лепестках василька, имеющего символическое значение для нашего народа, педагог предлагает записать «Правила дружбы, сплоченности и единства», собрать цветок и закрепить его на доске.

Педагог обобщает ответы учащихся.

Единство – значит дружба.

Дружба – это самое лучшее, что может быть у людей.

Настоящие, верные друзья всегда будут рядом, всегда помогут и поддержат.

С друзьями можно не только весело проводить время, на них можно положиться в трудную минуту.

 

Приложение 4

Работа с картой «Границы Беларуси 1921 – 1945 гг.» [5]

 

Педагог предлагает учащимся проанализировать, как изменилась территория нашей страны 17 сентября 1939 года.

Обмен мнениями «Праздник, который объединяет»

Вопросы для обсуждения:

  • Почему 17 сентября 1939 года – одна из ключевых дат в белорусской истории?
  • Можно ли сказать, что этот день изменил историю?
  • Почему праздник назван День народного единства?
  • В чем значимость Дня народного единства для современной Беларуси?
  • Как государственные символы связаны с понятиями «единство», «сплоченность», «солидарность», «взаимопонимание»?
  • Приведите примеры, когда единение людей позволило сделать то, что они не смогли сделать поодиночке.
  • Что бы вы могли предложить для укрепления единства в нашей стране, в вашем регионе, в классе?
  • Подумайте, важно ли вашему классу быть единым, одной дружной семьей, настоящей командой. Аргументируйте свой ответ.

Приложение 5

 Групповое задание «Сплоченная команда»

Учащимися предлагается стать в круг и по очереди (по часовой стрелке) сказать рядом стоящему однокласснику о том, что он делает лучше всех и как это делает наш класс дружным и сплоченным.

Начать можно со слов: «Ты умеешь…», «Ты можешь…», «Ты лучше всех делаешь…» и др.

Возможные ответы учащихся:

«ты можешь прийти на помощь в трудную минуту»;

«ты умеешь собраться и решить сложную задачу»;

«ты можешь развеселить всех, когда грустно» ...

 

Педагог предлагает выбрать девиз для класса, который будет отражать, что одноклассники – одна команда, что мы, граждане Беларуси, едины.

Принимается коллективное решение о девизе класса.

  

Приложение 6

Интервью «День народного единства – что мы знаем о нем?»

В качестве опережающего задания рекомендуем заранее организовать интервьюирование (опрос), результаты которого могут быть представлены в виде видеоролика, презентации, диаграмм, перечня ответов и иного. Педагог либо заранее подготовленный учащийся подытожит, а при необходимости дополнит увиденное (услышанное), расскажет о новом в нашей стране празднике – Дне народного единства, о его особом значении для белорусов.

 

Полилог (разговор участников)

Для организации полилога, целью которого является поиск ответа на главный вопрос, рекомендуем организовать последовательное выполнение следующих заданий.

  1. «Моя страна – моя семья»

Каждому учащемуся предлагается разместить (закрепить) на карте Республики Беларусь бумажные фигурки (силуэты-стикеры) людей, тем самым отметив, где в нашей стране живет он и его семья, его бабушки, дедушки, тети, дяди, друзья и другие близкие люди. Когда карта будет заполнена фигурками педагог отмечает, что несмотря на то, что мы живем в разных уголках нашей страны, мы являемся единой семьей, единым народом, единой нацией.

  1. «Установим взаимосвязь»

Задание является логическим продолжением предыдущего и предполагает поиск ассоциаций, установление взаимосвязей и обоснование следующих понятий (список может быть дополнен):

«единство-семья»;

«единство-дружба»;

«единство-братство»;

«единство-Родина»;

«единство-патриотизм».

  1. «Рассуждаем- размышляем»

Учащимся предлагается порассуждать-поразмышлять (размышление, как правило, включает в себя объяснение и доказательства, в которых приводятся примеры) над вопросами:

  • В чем заключается единство в семье, в стране?
  • В чем проявляется единство?
  • Для чего нам необходимо единство?
  • Что называется «народным единством»?

Рассуждения позволят найти ответ на главный, ключевой вопрос урока:

Что делает наш народ единым?

 

 

Приложение 7

Коллективная работа «Мы едины»

 

Учащимся предлагается выработать «Принципы истинного единства» (на примере классного коллектива).

 

 Задание «Толока»

 

Одной из характерных черт менталитета белорусов всегда была взаимопомощь, взаимоподдержка, сострадание и уважение.

Толока – слово с большим значением, означающее работу «миром», вместе, сообща. Наверняка многие слышали это слово от своих бабушек и дедушек, своих родителей. Толока – это форма взаимопомощи, пример совместного дела, по-настоящему сплачивающего людей, приносящего им радость. Наши предки всегда вместе толокой восстанавливали разрушенный храм, строили сообща дом, дружно устраняли последствия пожара, заготавливали дрова, выкапывали картошку, всегда спешили помочь оказавшимся в беде людям…Это наша национальная черта.

Таким образом, главный закон толоки – сохранение единства. Сегодня такое общее дело мы часто называем акцией.

Учащимся предлагается подумать и ответить по цепочке на вопрос:

 - В каких коллективных делах, акциях в этом учебном году вы хотели бы поучаствовать вместе всем классом, толокой?

 

[1] Видеоролик «История событий 1939 года в фотодокументах». Продолжительность – 5:17. https://www.youtube.com/watch?v=F3ocKml53TE

[2] «Кораблик» – советский музыкальный рисованный мультфильм для детей 1956 года по одноименной сказке Владимира Сутеева. Продолжительность – 10:10. https://www.youtube.com/watch?v=frkq_Zhenv8

[3] Премьера в Беларуси с 14 сентября | НА ДРУГОМ БЕРЕГУ | Художественный фильм | Трейлер https://www.youtube.com/watch?v=gMtefGly4sk.

[4] Слайды презентации «Начало Второй мировой войны» https://adu.by/images/2023/09/Presentaciya-08.09.2023.pdf

[5] Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 22 с.

 

Примерная матрица единого урока, посвященного Году мира и созидания,

для учреждений общего среднего образования

В центре решений, которые принимаем, — стремление к сохранению мира, созидание во благо будущего Беларуси, социальная справедливость. Это наши демократические ценности, истинные ценности! Скажу больше, это основа нашей национальной идеи, которую рельефно определило нынешнее время.

А.Г. Лукашенко

(из выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г.)

Тема единого урока: «Беларусь и Я – диалог мира и созидания»

 

Целевая установка: способствовать осознанию учащимися значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности; формирование у учащихся представления о миролюбивой политике Республики Беларусь, чувства гордости за свое Отечество, готовности к созидательному труду во благо Родины.

 

Методические рекомендации

Первый урок, который пройдет 1 сентября 2023 года в учреждениях общего среднего образования, посвящен Году мира и созидания. С учетом многолетнего опыта и практики проведения единых уроков рекомендуется организовать его проведение в торжественной обстановке с участием родителей, педагогических работников и приглашенных гостей.

Единый урок целесообразно провести в актовом зале, библиотеке музее или музейной комнате, учебном кабинете учреждения образования. Важно обратить внимание на оформление помещения, в котором проводится первый урок, где могут быть представлены следующие элементы: государственная символика; Конституция Республики Беларусь; иллюстрированная карта Беларуси; выставка книг «Я горжусь!»; фотографии исторических мест и природы Беларуси, выдающихся деятелей республики; альбомы, репродукции картин; творческие работы учащихся (рефераты, проекты, сочинения, стихи, рисунки, плакаты, газеты, отзывы об экскурсиях, макеты и т.д.) на тему «Беларусь и Я».

В качестве модератора мероприятия может выступить как педагогический работник (заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, классный руководитель) учреждения образования, так и подготовленные учащиеся из числа школьного актива.

Ключевой идеей первого урока должны стать слова, прозвучавшие в рамках выступления Президента Республики Беларусь при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г.

В ходе первого урока целесообразно уделить внимание следующим вопросам:

суверенитет и независимость как высшие ценности белорусского государства;

труд как источник материального и духовного благосостояния белорусского народа;

достижения суверенной Республики Беларусь.

Предложенная матрица единого урока является примерной, при ее реализации необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, традиции учреждения образования, опираться на краеведческий материал. Проведение первого урока должно стать ярким и запоминающимся. Необходимо максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность, использовать интерактивные формы взаимодействия (путешествие, диалог, беседа и иное).

Матрица представляет собой конструктор с набором строк и столбцов. Столбцы содержат основной содержательный компонент единого урока ( с учетом возрастных особенностей: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы), а строки отражают структурный компонент (этапы) единого урока. В приложениях содержатся информационные материалы, раскрывающие особенности проведения отдельных этапов единого урока (игра-путешествие, вопросы для организации беседы).

Предложенный материал следует дополнить информацией регионального характера, сохраняя при этом основную идейную составляющую материалов.

Структурный компонент единого урока

Содержательный компонент единого урока

1-4 классы

Содержательный компонент единого урока

5-8 классы

Содержательный компонент единого урока

9-11 классы

Вводный этап

Педагог напоминает учащимся о том, что 2023 год объявлен Годом мира и созидания, акцентирует внимание на том, что мир, суверенитет и независимость для белорусского народа являются высшими ценностями. Белорусский народ, на протяжении многих веков мечтавший о своем суверенном государстве, прошедший и выдержавший огромное количество испытаний, как никто другой ценит мирное небо, уверенное будущее и независимость своей страны

Информационный этап

Конкурс «Собери пословицу»:

Мирно жить – счастливым быть.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родной свой край делами прославляй.

 

После составления пословиц, учащимся предлагается объяснить смысл (значение) каждой пословицы

Беседа «Мы в ответе за будущее нашей страны»

 

В фокусе обсуждения: труд – основной источник материального и духовного богатства белорусского народа; учеба и хорошие знания – наш главный труд

 

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Беседа «Достижения мирных лет» на основе материала пособия «Я гражданин Республики Беларусь» (стр. 24-27, 6-7)[1].

 

В фокусе обсуждения: достижения Республики Беларуси за мирные годы, 

мир и созидательный труд как условия благополучия и развития всей страны и каждого человека

(примерные вопросы для обсуждения представлены в приложении 3)

Основной этап

Игра-путешествие «Беларусь и Я» с использованием материалов учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книг из серии «Я горжусь!»[2] (приложение 1)

Вариант 1. Мини-игра «Город Мира»[3] (приложение 2).

 

Вариант 2. Игра-путешествие «Беларусь и Я» (приложение 1)

Работа в группах. Учащимся предлагается составить портрет (словесный или в виде коллажа) современного белоруса гражданина и труженика своей страны

Заключительный этап

Подведение итогов

Учитель подчеркивает, что каждый из нас – частичка Родины. Беларусь славится гражданами своей страны. Будьте достойны своей Отчизны, любите, защищайте, храните ее!

При подведении итогов урока можно предложить учащимся выполнить следующие упражнения (по выбору):

 

Синквейн. Учащимся предлагается составить синквейн к слову «Беларусь».

 

Упражнение «Расшифровать название»: на каждую букву, за исключением мягкого знака, в слове «Беларусь» записать эпитет в контексте темы урока (например, Б – белая).

 

Упражнение «Продолжи предложение»:

Я понял, что важно быть … .

Я понял, что нужно уважать… .

Чтобы сохранить мир на нашей планете, все люди … .

Созидательный труд способствует… .

 

Найти ответ на вопрос: «Что является самым главным достоянием нашей страны?» (учитель подсказывает порядковые номера букв в русском алфавите 15, 1, 18, 16, 5; учащиеся составляют из них слово «народ»).

 

Для учащихся 8-11 классов учитель пояснит, что в 2023/2024 учебном году при реализации информационно-образовательного проекта «Школа Активного Гражданина» они будут знакомиться с современниками, в том числе деятелями белорусской науки, культуры и искусства, представителями органов государственного управления, силового блока, белорусами, внесшими вклад в развитие образования, медицины, спорта, промышленности, сельского хозяйства суверенной Беларуси, а также земляками – активными гражданами, тружениками, своим созидательным трудом ежедневно приумножающими благосостояние нашей страны, своего рода героями нашего времени

Творческое задание для учащихся (по желанию)

Предложить вести в течение учебного года информационный альбом «Портфолио выходного дня», где оставлять свои впечатления от посещения культурных мероприятий, поездок по разным городам области (фотографии, рассказы) или создать соответствующий раздел на страничке класса в соцсетях

Приложение 1.

Игра-путешествие «Беларусь и Я»

Учитель выбирает для игры 3-5 станций, на которых учащиеся получают информацию и отвечают на вопросы. Название и тематику станций учитель может выбрать по своему усмотрению. Для игры можно разделить класс на 2-3 команды.

При организации работы с разделами «Заўсёды ў памяці народнай» учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р. Лукашэнкі першакласніку» и книгами из серии «Я горжусь!» («Вечная память героям. Мемориалы Беларуси», «Белорусские школьники – герои Великой Отечественной войны») рекомендуем сделать акцент на российско-белорусский патриотический культурно-образовательный проект «Поезд памяти».

 

Примерные информационные материалы и вопросы к станциям

 

Станция «Культурно-образовательный проект Поезд памяти»

В канун годовщины начала Великой Отечественной войны, 21 июня 2023 года, уже второй год культурно-образовательный проект «Поезд памяти» отправился по маршруту Брест – Гродно – Полоцк – Санкт-Петербург – Нижний Новгород – Уфа – Самара  – Волгоград – Ясная Поляна – Тула – Могилев – Жлобин – Минск – Парк Патриот – Москва. Протяженность путешествия составила 9 375 км.

Участниками проекта стали 200 учащихся – победители олимпиад и конкурсов из России (90 учащихся), Республики Беларусь (70 учащихся), Республики Армения (20 учащихся), Кыргызской Республики (20 учащихся).

Проект инициирован главами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентиной Матвиенко и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Натальей Кочановой и направлен на объединение молодежи всех стран, формирование уважительного отношения и понимания значимости героических подвигов наших дедов и прадедов, знакомство с культурой̆ и традициями соседнего государства.

Проект стартовал в Бресте, где 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Далее в каждом городе была запланирована насыщенная культурно-образовательная программа, просветительские мероприятия, посещение мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне, возложение цветов. Мероприятие завершилось возложением цветов к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду и посещением Музея Победы на Поклонной горе в Москве.

Вопросы для обсуждения:

Откуда и когда стартовал «Поезд Памяти»?

Почему началом пути выбран город Брест?

Представители каких государств стали участниками культурно-образовательного проекта «Поезд Памяти»?

Назовите города, которые посетили участники проекта.

 

Станция «Общенациональная акция Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям»

 

В 2021 году благотворительным фондом имени Алексея Талая была инициирована общенациональная акция «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям». Акция нацелена на приобщение учащихся к изучению истории Великой Отечественной войны в ходе участия в проектах по увековечиванию истории Великой Победы.

За это время было создано коллекционное издание эссе (45 томов), написанных детьми о Великой Отечественной войне на основе семейных рассказов, писем с фронта, истории родного края, собран архив из трехсот видео-интервью с ветеранами и участниками войны «Как это было» (https://detiveteranam.by/), открыта скульптурная композиция в г. Минске; обрабатываются материалы для интерактивной карты памятников Великой Отечественной войны (https://pobedanavsegda.by/).

Одним из проектов акции является установка памятных знаков «Живая память благодарных поколений» в Минске, Бресте и Москве. Его цель – средствами монументального искусства отразить благодарность ветеранам – участникам войны, партизанам, подпольщикам, медикам, работникам тыла, водителям, местным жителям – всем, кто в нелегких условиях приближал день Победы. Первый такой знак был установлен 3 июля 2022 года на набережной в парке Победы в городе Минске ко Дню Независимости Республики Беларусь.

Особенностью данного проекта является сбор советских монет учащимися, молодежью и взрослыми для сплава металла памятника. Это позволит в том числе заложить новую семейную традицию: молодые участники проекта в будущем смогут приводить своих детей и внуков к памятному знаку и рассказывать о том, что в создании памятника есть и их вклад.

Также учащиеся и молодежь имеют возможность принять участие в создании памятного знака путем сбора макулатуры для последующей организованной сдачи учреждением образования в пункты приема вторичного сырья и перевода вырученных средств в Местный благотворительный фонд имени Алексея Талая.

Справочно:

Для установки памятного знака в г. Минске было собрано более 130 000 монет. За время создания памятника в г. Минске проект поддержало более 500 организаций и более 100 000 семей Беларуси. В данной акции участвовал и Глава государства: от его семьи были переданы монеты для установки памятников в Минске, Бресте и Москве.

Монеты от Александра Григорьевича Лукашенко и его семьи переданы Алексею Талаю для создания памятного знака «Живая память благодарных поколений».

«Живая память благодарных поколений». Всенародный памятный знак открыли в парке Победы Минска.

http://milglory.gomel.museum.by/node/67369

Вопросы для обсуждения:

Почему акцию «Живая память благодарных поколений» можно назвать всебелорусской?

Какой посильный вклад может внести каждый белорус участник акции?

Назовите своих родственников, героическими поступками которых гордится ваша семья.

Генеральной прокуратурой Республики Беларусь продолжается расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. В чем заключается важность этого расследования для сохранения исторической правды и памяти? (вопрос для учащихся 5-7 классов).

 

Станция «Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка»

 

При организации работы с разделом «Зроблена беларусамі. Сельская гаспадарка» учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» следует обратить внимание на работу аграриев в уборочный период.

Учителю необходимо подготовить для ознакомления учащихся актуальную информацию о ходе уборочной кампании в стране (регионе).

 

Владимир Орлов «Колосок»

 

Каравай земли и неба

На твоём столе.

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на хлебном колосочке

Держится земля.

В малом зёрнышке пшеницы,

Летом и зимой,

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растёт под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина, бессмертный,

Хлебный колосок.

 

Вопросы для обсуждения:

Как вы думаете, почему говорят, что хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь? Люди каких профессий заняты в выращивании и уборке зерновых, производстве зерна и муки, выпечке хлеба?

Каким образом мы можем принести пользу нашей стране?

Какой у вас сейчас главный труд? В чем его польза?

 

Станция «Фізічная культура і ўмацаванне здароўя»

 

При организации работы с разделом «Фізічная культура і ўмацаванне здароўя» учебного издания «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А.Р.Лукашэнкі першакласніку» и книги из серии «Я горжусь!» («Достижения белорусского спорта») необходимо обратить внимание на II игры СНГ, проходившие в Республике Беларусь.

 

Главной изюминкой II Игр стало проведение соревнований в 11 городах разных регионов Беларуси.

Городами соревнований стали Минск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жлобин, Могилев, Молодечно, Орша и Солигорск.

Состязания прошли по 20 видам спорта: легкая атлетика, волейбол, художественная гимнастика, пулевая стрельба, пляжный футбол, современное пятиборье, баскетбол 3 х 3, мини-футбол, греко-римская, вольная, женская борьба, пляжный волейбол, гандбол, плавание, таиландский бокс, бокс, дзюдо, самбо, хоккей на траве, тяжелая атлетика, стрельба из лука, каратэ.

В большинстве видов спорта за награды боролись молодежь и юниоры. А самбо, тяжелая атлетика, художественная гимнастика, пляжный футбол и хоккей на траве были представлены взрослыми спортсменами.

Талисман игр – белорусская рысь по имени Рыся. Слоган «Сильный характер – яркая игра!» в краткой и емкой форме передает основную цель Игр. В символе логотипа отражен ряд характерных для Беларуси элементов – орнаментальная восьмиконечная звезда, которая расцветает в яркий василек.

Вопросы для обсуждения:

Какова результативность выступления белорусской команды на II Играх СНГ? Назовите имена белорусских спортсменов, которые прославили Республику Беларусь своими достижениями.

Когда состоялось торжественное открытие II Игр СНГ? Назовите основные элементы символики этих игр.

Какие мероприятия Ваша семья посетила? Чем был продиктован выбор?

Приложение 2.

Мини-игра «Город Мира»

Вступительное слово учителя

Представьте себе, что вы живете в городе Мира. Город Мира это город-мечта, в котором мирно и счастливо, в дружбе и согласии живут люди самых разных возрастов и поколений. Жители города Мира умеют трудиться и веселиться, создавать творческую атмосферу и заботиться друг о друге. Здесь нет места злу и насилию.

В городе Мира живет память о трудном времени о Великой Отечественной войне, о людях, освободивших мир от фашизма. Здесь всегда помнят о тех, кто отдал свои жизни за Родину и свой народ. Здесь чтят и продолжают героические традиции отцов, дедов, прадедов.

Утро каждого жителя и гостя города Мира начинается с улыбки и волшебного слова «Здравствуйте!».

Днем город Мира становится городом тружеников и созидателей, мыслителей и мудрецов. Здесь каждый может освоить любую профессию. Но самая главная профессия, которую здесь осваивает каждый, это профессия Достойного Человека.

Вечером город Мира становится городом общения, встреч с родными и друзьями, городом добрых и веселых игр, забав и развлечений.

Ночью жизнь в городе Мира на время затихает, а его жители, пожелав друг другу спокойной ночи, мирно засыпают.

Девиз жителей города Мира определяет цели и содержание их жизни: «Сделаем нашу планету планетой Мира, Добра и Разума!» В жизни жители города Мира руководствуются своими законами, заповедями и традициями.

Далее учитель делит класс на четыре группы и предлагает им придумать возможные законы, заповеди, традиции и символы города Мира (по 3-4).

В конце мини-игры группы презентуют свои разработки (на доске, листе ватмана или другим удобным способом). При наличии времени можно организовать небольшое обсуждение.

 

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Мы в ответе за будущее нашей страны» (для 5-8 классов):

  1. Что нужно делать для развития и процветания города, страны?
  2. Для чего трудится человек?
  3. В чем заключается наш основной труд?
  4. В чем гражданский смысл учебы? Принесет ли она пользу для общества?
  5. Что значит учиться на совесть?
  6. Каким образом учеба связана с вашим будущим?

 

 

Вопросы для обсуждения в ходе беседы «Достижения мирных лет» (для 9-11 классов):

  1. Назовите наиболее значимые, по вашему мнению, достижения нашей страны и народа за годы независимости.
  2. Как вы думаете, какие факторы способствовали благополучному развитию нашей республики?
  3. Почему мир для белорусского народа является одной из высших ценностей?
  4. Последние данные, полученные Генеральной прокуратурой Республики Беларусь в ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, свидетельствуют о том, что количество уничтоженных полностью либо частично, в том числе вместе с жителями, сельских населенных пунктов составляет не менее 11 726, количество уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны деревень – не менее 270. Расследование продолжается. Как вы считаете, почему так важно сохранить историческую память? Какое значение для нашего поколения она имеет?
  5. Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь: «Если мы хотим жить на своей земле, своим умом и трудом, по своим законам и традициям, если мы хотим быть единственными хозяевами на земле Беларуси, жить в мире, покое и благополучии, то все и каждый должны понять: заботы страны, сбережение ее независимости – это наше общее дело»? В чем может заключаться ваша роль в общем деле?

[1] Я гражданин Республики Беларусь : пособие для учащихся учреждений общего среднего образования (с электронными приложениями) / Г.А. Василевич [и др.] – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2022. 143 с.

 

[2] Серия научно-популярных книг гражданско-патриотической тематики «Я горжусь! / Я ганаруся!», созданная по заказу Министерства образования Республики Беларусь. Подготовлена издательством «Адукацыя i выхаванне». Серия предназначена для детей младшего школьного возраста. Она состоит из 14 книг на белорусском и русском языках.

[3] Адаптировано по: Воспитать человека : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. Минск : Зорны Верасок, 2015. 160 с.