ПЛАН РАБОТЫ
творческой группы Антихович Е.Г. учителя истории и обществоведения
ГУО «СШ №4 г. Осиповичи» по теме:
«АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Цель проведения творческой группы: создание оптимальных условий для профессионального самосовершенствования педагогов, в процессе которого формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Задачи:
- Познакомить педагогов с формами и методами работы с учащимися по формированию исследовательских навыков на уроках и во внеурочной деятельности.
- Создать условия для пополнения собственного опыта исследовательской деятельности с учащимися.
- Способствовать развитию способов взаимодействия в совместной интеллектуально-творческой деятельности.
Заседание 1.
Тема: Руководство проектными и исследовательскими работами учащихся в учреждениях общего среднего образования.
Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 31.10.2023 г.,10.30.
Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы в эффективной организации исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить с особенностями исследования в сфере образования.
- Проанализировать таблицы «Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому)» и «Типология учебных исследований учащихся»;
- Продемонстрировать опыт организации методического сопровождения исследовательской деятельности;
- Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы, возможности применения исследовательских проектов на уроках.
- Теоретическая база опыта:
1.1 Особенность исследования в сфере образования.
1.2 Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому).
1.3 Типология учебных исследований учащихся.
1.4 Организация методического сопровождения исследовательской деятельности в школе.
1.5 Этап актуализации знаний, этап закрепление изученного материала.
- Демонстрация руководителем творческой группы методов и приемов работы:
2.1 Анализ таблиц «Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому)» и «Типология учебных исследований учащихся».
2.2 Знакомство с методическими приемами, применяемыми при организации методического сопровождения исследовательской деятельности в школе.
- Рефлексия
3.1. Проведение дискуссии «Исследование +… или какие «изюминки» лучше сочетаются в исследовательских работах.
- Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.
4.1. Отличие исследовательского проекта учащихся на II и III ступени обучения от научно-исследовательской деятельности / закрепления полученных знаний (работа в парах).
Домашнее задание: Составление электронной картотеки тем исследовательских проектов для этапа актуализации знаний, закрепления изученного материала.
Заседание 2.
Тема: «Исследовательская работа школьников по предмету как форма стимулирования познавательной активности школьников».
Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 28.12.2023 г., 10.30.
Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы по организации исследовательских работ учащихся.
Задачи:
- Актуализировать опыт участников творческой группы по вопросу организации учебного исследования.
- Продемонстрировать опыт работы мастера по организации исследования, составления плана и структуры учебного исследования.
- Разработать исследовательский мини-проект.
- Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы.
- Теоретическая база опыта.
1.1 Основные этапы организации учебного исследования.
1.2 Требования к учебному исследованию учащегося (по Н. И. Дереклеевой).
- Демонстрация руководителем творческой группы умений и навыков слушателям творческой группы.
- 1. Учебное исследование как процесс выработки новых знаний. Основные этапы организации исследования учащихся.
- 2. План и структура исследовательской работы. Особенности оформления и представления результатов исследования учащегося.
- Рефлексия
3.1. Самоанализ, анализ продемонстрированных электронных материалов картотеки руководителем творческой группы
3.2. Самоанализ, анализ продемонстрированных электронных материалов картотеки участниками творческой группы.
- Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.
4.1. Деловая игра «Исследовательская мини-проект».
Домашнее задание: Исследовательский мини-проект учащегося.
Заседание 3.
Тема: Организация проектного обучения как составной части исследования в урочной и внеклассной работе учителя-предметника.
Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 26.03.2024 г.,10.30.
Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы по организации учебного исследования, как составной части урочной и внеклассной работе учителя-предметника.
Задачи:
- Представить участникам творческой группы собственный опыт написания учебных проектов;
- Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы по вопросу организации и проведения учебного исследования, как составной части исследования в урочной и внеклассной работе учителя-предметника.
- Провести педагогическую мастерскую по теме «Учебное исследование: сложности и возможности».
- Провести анкетирование участников творческой группы.
- Теоретическая база опыта:
1.1. Критерии оценки конкурсных исследовательских работ и недостатки, которые могут быть в готовой работе.
1.2. Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации.
- Демонстрация руководителем творческой группы умений и навыков слушателям творческой группы.
2.1. Опыт организации учебного исследования по предметам «Всемирная история», «История Беларуси» и «Обществоведение.
- Рефлексия
3.1. Самоанализ, анализ опыта написания с учащимися проектов руководителем творческой группы.
3.2 Самоанализ, анализ опыта написания с учащимися проектов участниками творческой группы.
3.3 Самоанализ, анализ участия в деятельности педагогической мастерской.
- Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.
4.1. Участие в районных конкурсах работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам.
4.2. Заполнение анкеты участниками творческой группы.
Заседание 4.
Тема: Исследовательская работа учащихся как одно из приоритетных направления развития современной школы.
Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 26.04. 2024 г.,10.30.
Цель: организация сферы педагогического общения, способствующего взаимообмену опытом использования передовых технологий, методик, дидактических приемов по формированию исследовательских компетенций учащихся;
Тип заседания: «круглый стол».
- Специфика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся І ступени общего среднего образования. Проблемы преемственности форм и методов исследовательской работы школьников. – Клюшнёва И. Н., учитель начальных классов.
- Мотивация поисковой деятельности учащихся в урочной и внеклассной работе учителя – Юрченко Е.М., учитель русского языка и литературы.
- Система методической работы школы по освоению учителями технологии организации проектной и исследовательской деятельности учащихся – Симанович А.Л., заместитель директора по УР.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Электронный ресурс] / Т.Г. Белова // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnostuchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii. – Дата доступа: 10.08.2022.
- Болденко, О.А. Педагогические условия развития творческой активности старшего подростка в этнокультурной среде [Электронный ресурс] / О.А. Болденко, Г.В. Палаткина // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskoyaktivnosti-starshego-podrostka-v-etnokulturnoy-srede. – Дата доступа: 09.08.2022
- Горбунова, М.Б. Исследовательская деятельность как средство социально-личностного развития учащихся / М.Б. Горбунова // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 2. – с. 34-37.
- Далецкая, М.И. Проектная деятельность в шестой школьный день / М.И. Далецкая // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – №3. –с. 18-23.
- Король, А.Д. Эвристические качества личности учителя: информационно-коммуникативный аспект / А.Д. Король // Народная асвета. – 2014. – №5. – с. 12-16.
- Лобан, І.Я. Рэха продкаў. Рэалізацыя праекта па нацыянальнакультурным выхаванні / І.Я. Лобан // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – с. 18-20.
- Лукьянова, М.И. Личностно ориентированное образование и готовность к нему педагога / М.И. Лукьянова // Веснік адукацыі. – 2014. – №1. – с.19-26.
- Лысак, О.А. Проектная деятельность учащихся как средство их социализации / О. А. Лысак // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №7. – с. 41-46.