РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”»

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта

“Родительский университет”»

 

Учреждение общего среднего образования является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего периода обучения детей.

Взаимодействие с законными представителями (родителями, усыновителями (удочерителями), опекунами, попечителями) – важная составляющая деятельности педагогов. Эта работа направлена на создание единого образовательного пространства с едиными требованиями, основная цель которого – создание условий для полноценного развития, обеспечение комфортных условий жизни ребенка, развития его индивидуальности.

Перечень направлений работы с законными представителями учащихся достаточно широк. В данную деятельность включены все педагоги учреждения образования. Ведущую роль в организации взаимодействия учреждения образования и семьи играет классный руководитель, от деятельности которого зависит то, насколько родители понимают и принимают задачи учреждения образования, участвуют в их реализации. Особая роль отведена специалистам социально-педагогической и психологической службы, которые осуществляют социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь участникам образовательного процесса. Координатором работы с семьями учащихся выступает заместитель директора по воспитательной (учебно-воспитательной) работе.

Актуальные направления и формы работы с законными представителями определяются на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 годы, иных государственных программ, планов и комплексов мер, инструктивно-методического письма «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования» (на учебный год), программно-планирующей документации учреждения образования.

Значимым компонентов системы работы с законными представителями учащихся является республиканский проект «Родительский университет» (далее – проект) – система занятий (тематических родительских собраний) и консультаций в рамках реализации в учреждениях общего среднего образования примерной программы Родительского университета (далее – Программа).

Цель проекта – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи проекта:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.

Основная идея проекта – наполнить новым содержанием традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы работы (в частности, родительские собрания), что способствует хорошей интеграции мероприятий проекта в сложившуюся систему работы с родителями в любом учреждении образования.

В ходе проекта 1 раз в четверть (целесообразно использовать предпоследнюю или последнюю неделю четверти) в рамках классных родительских собраний проводятся занятия для законных представителей учащихся в соответствии с темами программы. Также в соответствии с установленным графиком проводятся консультации для родителей. Тематика консультаций представлена в программе, соответствующую работу осуществляют классные руководители, специалисты социально-педагогической и психологической службы, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних.

Работа Родительского университета организуется с учетом образовательных запросов родителей и закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов; III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

Темы занятий можно разбить на несколько содержательных блоков, которые поступательно от I до XI класса обогащают знания и умения родителей в сфере развития и воспитания учащихся:

психологические и физиологические особенности развития;

адаптация к особенностям образовательной среды, организация эффективной учебной деятельности;

формирование навыков здорового образа жизни, профилактика зависимого поведения;

особенности воспитания ребенка, формирование жизненных планов и целей;

развитие культуры общения и поведения и др.

При организации работы в рамках проекта педагоги должны обеспечить:

- гуманистический подход к организации сотрудничества на основе взаимоуважения, взаимопомощи и коллективизма;

- формирование субъектной позиции и партнерских отношений всех участников образовательного процесса;

- внимание и учет мнений законных представителей по различным вопросам жизнедеятельности отдельных учащихся, классного коллектива, учреждения образования в целом;

- стимулирование активности и инициативы, поддержку и развитие родительского самоуправления;

- творческий характер взаимодействия, использование метода убеждения во взаимодействии и разрешении проблемных ситуаций.

С целью методического обеспечения проекта на национальном образовательном портале adu.by создана рубрика «Родительский университет». Рубрика содержит примерную программу проекта «Родительский университет», информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями по каждой теме проекта, рекомендации по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта «Родительский университет» и каталог материалов для проведения занятий с родителями, размещенных на сайте БГПУ имени М. Танка (соответствующий интернет-ресурс носит название «Родительский университет» (https://roduniversitet.bspu.by), на главной странице созданы вкладки, которые также можно использовать при проведении занятий и консультаций: «Родительский университет», «Педагогам», «Родителям» ).

При реализации проекта в учреждении образования целесообразно создать методическую копилку, которая будет содержать лучшие сценарные разработки для проведения занятий, материалы для консультаций, видео- и аудиоматериалы, памятки, флайеры, плакаты и другие материалы для проведения мероприятий проекта. Данную работу следует поручить педагогу социальному.

Для методического обеспечения реализации проекта в учреждениях общего среднего образования на республиканском уровне Национальным институтом образования в 2020-2021 гг. изданы пособия:

«Воспитание младших подростков в современной школе» (А.А. Глинский и др.);

«Основы семейной жизни: Подготовка к браку и семейной жизни: 9 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина);

«Основы семейной жизни: Семья как социальный институт: 10 класс» (В.В. Мартынова, Е.К. Погодина).

PDF-версии вышеназванных пособий размещены на национальном образовательном портале и доступны для свободного скачивания (https://adu.by/ru/homepage/obrazovatelnyj-protsess-2022-2023-uchebnyj-god/organizatsiya-vospitaniya-2022-2023.html).

В 2022-2024 гг. планируется издание пособий для педагогов (авторы: В.В. Мартынова, Е.К. Погодина):

«Семейное воспитание: ребенок-младший школьник»;

«Семейное воспитание: ребенок-подросток»;

«Семейное воспитание: ребенок-старшеклассник».

С целью повышения эффективности работы с законными представителями учащихся и их предварительного информирования о времени проведения мероприятий рекомендуется составить план реализации республиканского проекта «Родительский университет» в учреждениях общего среднего образования на учебный год. Тематика проведения занятий может отличаться от той, которая изложена в Программе.

В плане должны найти отражение следующие аспекты: краткий отчет о реализации проекта за предыдущий учебный год, итогом которого являются четко сформулированные выводы (о выполнении поставленных цели и задач, имеющихся проблемах и затруднениях, положительном опыте реализации проекта, оценке мероприятий проекта родительской общественностью и др.), цель и задачи, план мероприятий по реализации проекта на учебный год.

Примерная структура плана мероприятий по реализации проекта на учебный год:

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

 

Подготовку плана возможно поручить педагогу социальному во взаимодействии с классными руководителями и представителями родительского комитета. План утверждается заместителем директора по воспитательной работе до 1 сентября.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в рамках проекта осуществляется через активные формы деятельности. Среди рекомендуемых форм и методов – практикум / семинар-практикум, лекция, беседа, мастер-класс, круглый стол, дискуссия / дебаты, форум, вебинар, конференция, психологический тренинг, ролевая игра, моделирование и анализ ситуаций и др.

При организации взаимодействия с законными представителями предпочтительными являются очные формы работы; при необходимости можно также использовать очно-дистанционные формы взаимодействия. Дистанционное взаимодействие предполагает возможность проведения родительского собрания, вебинара, веб-форума, интернет-конференции консультации в режиме онлайн посредством использования программ Zoom, Teams, Skypе и др., групп в соцсетях, блога, мессенджеров и др.

Для реализации проекта необходимо наладить тесное взаимодействие с родительским комитетом. В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 47 в классных коллективах и учреждении общего среднего образования функционирует родительский комитет, к компетенции которого относятся: содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса, распространение лучшего опыта семейного воспитания, оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий и др. При реализации проекта важно опираться на родительский актив, с которым можно обсудить содержательное наполнение сроки и формы организации занятий. Члены комитета могут помочь распределить обязанности, роли, функции по подготовке и проведению мероприятий проекта, подготовить материалы и оборудование. В процессе взаимодействия родители могут выполнять разные роли: ассистентов, помощников, экспертов (если педагог готовит занятие по вопросам, которыми хорошо владеет законный представитель), консультантов, организаторов мероприятия и др.

Важным условием эффективности реализации проекта является его информационное сопровождение. На сайте учреждения образования необходимо создать вкладку «Республиканский проект “Родительский университет”» / «Родительский комитет» (возможно создание самостоятельного Интернет-ресурса), разместив на ней план реализации проекта на учебный год (без отчета об итогах реализации проекта за предыдущий учебный год), информацию о тематике, форме организации, времени проведения мероприятий проекта, памятки, буклеты, флаеры по тематике занятий, вопросы для обсуждения, задания, требующие подготовки, фотоотчеты о проведении мероприятий и др. Целесообразно организовать форум (возможно использование иных форм получения обратной связи) для того, чтобы законные представители учащихся могли задать вопросы, оставить отзывы и предложения. Рефлексия по итогам проведения занятий может осуществляться с использованием Viber, Telegram, ВКонтакте, иных мессенджеров и социальных сетей.

С целью осуществления контроля и оценки качества реализации проекта необходимо обеспечить рассмотрение вопросов проведения соответствующей работы на педагогических советах (или совещаниях при руководителе (заместителе руководителя), методических объединениях классных руководителей, заседаниях совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) и др. не реже 1 раза в год.

Для оценки качества реализации проекта следует обратить внимание на следующие результаты:

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству (понимание своей роли как отца (матери), своей роли как супруга в воспитании ребенка);

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах (в обучении, психологической помощи, психолого-педагогической поддержке и др.);

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- охват занятиями проекта большинства родителей учащихся, в том числе, благодаря системе дистанционного обучения и др.

Основные направления повышения эффективности реализации проекта:

организовать проведение виртуальной панорамы педагогического опыта «Родительский университет» во всех регионах по итогам каждого учебного года;

обеспечить наполнение страниц «Родительский университет» на сайтах учреждений образования актуальной, востребованной информацией, предусмотреть обратную связь с законными представителями обучающихся;

обеспечить активное использование информационно-коммуникационных технологий с целью вовлечения максимального количества родителей в реализацию проекта;

активизировать трансляцию опыта работы с семьей и реализации проекта Родительский университет в средствах массовой информации областного и республиканского уровней, на телевидении и посредством сети Интернет;

привлекать специалистов районных социально-педагогических центров к методическому сопровождению проекта;

обеспечить использование инновационных форм и методов работы с законными представителями при реализации мероприятий проекта (калейдоскоп-хобби, тренинги, мастер-классы, направленные на обучение родителей совместному досугу с детьми).

свернуть

Программа Родительского университета

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Программа распределена по ступеням по возрастному критерию.

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов.

 II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов.

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Программа Родительского университета разработана в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. Авторы: Мартынова Вера Васильевна, декан факультета социальнопедагогических технологий БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент; Погодина Елена Константиновна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики БГПУ Рецензенты: кафедра возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой Е.В. Бондарчук); директор государственного учреждения образования «Средняя школа № 153 г. Минска» М.И. Полещук 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты. Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При 4 этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка. Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка. Основные задачи Родительского университета: ¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций; ¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей; ¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; ¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д. Целевая группа – родители (законные представители) учащихся. Направления работы Родительского университета: I. Организационное: 5 · формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете; · разработка «Интернет-сайта родительского университета»; · создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.). II. Информационно-просветительское: · презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета; · организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания: - правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи; - психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка; - гражданское: о путях развития образования, школы. · консультирование родителей по юридическим, психологопедагогическим и другим проблемам. III. Содержательное: · научно-методическое обеспечение формирования психологопедагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; · расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом. Воспитательная деятельность Родительского университета строится: - на оценке родителями собственного жизненного опыта; 6 - на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы; - на стабильном общении детей и их родителей; - на формировании атмосферы поиска новых знаний; - на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребѐнка; - на развитии творческих способностей членов семьи; - на умении видеть результаты развития детей; - на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха. Работа Родительского университета организуется с учѐтом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням: I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования, II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования, III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования. Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания. Формы проведения занятий: · традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические 7 тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.); · дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях). Ожидаемые результаты работы Родительского университета: - формирование у родителей осознанного отношения к родительству; - повышение интереса родителей к самообразованию; - удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.; - повышение уровня педагогической культуры родителей; - активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением; - развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования; - охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения. Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учѐтом возрастных психологических особенностей учащихся. 8 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов № Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные 1 1-е классы 1.1 Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социальнопсихологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе сентябрь лекция/ практикум / вебинар классный руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник 1.2 Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарногигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника ноябрь беседа/ практикум / мастеркласс классный руководитель, медицинский работник 1.3 Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи январь круглый стол/ дискуссия/ форум классный руководитель 9 семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться 1.4 Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка апрель семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог 2 2-е классы 2.1 Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка октябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар классный руководитель 2.2 Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. декабрь круглый стол/ классный руководитель, 10 Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья семинарпрактикум / вебинар медицинский работник 2.3 Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка февраль лекция/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный 2.4 Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии май круглый стол/ форум/ дискуссия/ классный руководитель 11 работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться мастеркласс 3 3-е классы 3.1 Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям сентябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар классный руководитель 3.2 Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников декабрь лекция/ семинарпрактикум / мастеркласс педагогпсихолог 3.3 Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и январь беседа/ дискуссия/ практикум педагог социальный, медицинский 12 навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни работник 3.4 Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви апрель семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный 4 4-е классы 4.1 Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины сентябрь лекция/ вебинар педагогпсихолог, медицинский работник 13 учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников 4.2 Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие декабрь круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум классный руководитель, педагог социальный 4.3 Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером февраль конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум педагогпсихолог, классный руководитель 14 4.4 Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар классный руководитель ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классов Класс Темы консультаций для родителей Ответственные 1 Психологические особенности младших школьников Развитие памяти и внимания младших школьников Мотивы учения младших школьников Отношения в семье как основа взаимопонимания Поощрение и наказание детей в семье Леворукий ребенок в школе педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный 2 Воспитание вежливости Профилактика жестокого обращения с детьми Как на самом деле любить своих детей? Микроклимат в семье и воспитание ребѐнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях Роль отца в воспитании ребенка Роль семьи в воспитании духовноклассный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный 15 нравственных ценностей ребенка Семейные традиции ценности в воспитании детей Учение с увлечением 3 Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение Как выявить и развить способности детей? Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста Идеальные родители глазами детей, идеальный ребѐнок глазами родителей Как помочь ребенку стать внимательнее? Как привить ребенку любовь к чтению? Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный 4 Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребѐнка Интеллектуальное развитие ребенка Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей Организация свободного времени детей в период летних каникул педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних 16 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классов № Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные 1 5-е классы 1.1 Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе сентябрь семинарпрактикум / вебинар классный руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник 1.2 Тема 2. Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками ноябрь круглый стол/ беседа/ семинарпрактикум классный руководитель, педагогпсихолог, педагог социальный 1.3 Тема 3. Ваш ребенок вырос. февраль лекция/ педагог- 17 Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста беседа/ вебинар психолог, педагог социальный, медицинский работник 1.4 Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета май круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар классный руководитель, педагог социальный 2 6-е классы 2.1 Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы сентябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, педагог социальный, классный руководитель 18 семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка 2.2 Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. декабрь семинарпрактикум / вебинар/ психологи ческий тренинг педагогпсихолог, классный руководитель 2.3 Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила март круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинарпедагогпсихолог, классный руководитель 19 медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях практикум / мастеркласс 2.4 Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период май конференция/ семинарпрактикум / вебинар педагог социальный, медицинский работник 3 7-е классы 3.1 Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе сентябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, медицинский работник 3.2 Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы ноябрь круглый стол/ беседа/ вебинар педагог социальный, инспектор по делам 20 и причины правонарушений. Подростки «группы риска» несовершеннолетних 3.3 Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенкомподростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком февраль конференция/ дискуссия/ форум/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагог социальный, педагогпсихолог 3.4 Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех апрель беседа/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг классный руководитель, педагогпсихолог 4 8-е классы 4.1 Тема 1. Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. октябрь лекция/ беседа/ вебинар педагогпсихолог, педагог 21 Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей социальный 4.2 Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») декабрь конференция/ форум/ семинарпрактикум /психологи ческий тренинг педагогпсихолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних 4.3 Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения март беседа/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, педагог социальный 4.4 Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. май круглый стол/ конференция/ семинарпрактикум педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель 22 Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детскородительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов /психологи ческий тренинг 5 9-е классы 5.1 Тема 1. Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе сентябрь лекция/ конференция/ вебинар педагогпсихолог, классный руководитель, медицинский работник 5.2 Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины ноябрь беседа/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, педагог социальный 23 агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка 5.3 Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своѐ здоровье. Профилактика вредных привычек февраль лекция/ беседа/ семинарпрактикум педагогпсихолог, классный руководитель, педагог социальный 5.4 Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. апрель конференция/ форум/ семинарпрактикум / вебинар педагогпсихолог, социальный педагог, классный руководитель 24 Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся V-IX классов Класс Темы консультаций для родителей Ответственные 5 Мой ребенок становится подростком Психологические особенности младших подростков Ребенок в коллективе сверстников Межличностное общение подростков Отношения в семье Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины Ответственность родителей за воспитание детей педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, инспектор по делам несовершеннолетних 6 Роль отца и матери в воспитании ребенка Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты Трудности переходного возраста Как предупредить употребление подростками педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский 25 психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье работник, инспектор по делам несовершеннолетних 7 Ваш любимый неидеальный ребенок Подростковый возраст: проблемы полового созревания Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье Предотвращение отчужденности между родителями и детьми Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник 8 Как научиться понимать и принимать подростка? О родительском авторитете Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель, медицинский работник 26 Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? 9 Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, инспектор по делам несовершеннолетних ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классов № Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма проведения Ответственные 1 10-е классы 1.1 Тема 1. Здоровье - это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. сентябрь лекция/ беседа/ семинарпрактикум педагог социальный, медицинский работник 27 Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня / вебинар 1.2 Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку ноябрь круглый стол/ дискуссия/ форум/ мастеркласс педагогпсихолог, медицинский работник 1.3 Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная февраль беседа/ круглый стол/ вебинар педагогпсихолог, педагог социальный 28 беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья 1.4 Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе апрель круглый стол/ дискуссия/ психологи ческий тренинг, вебинар классный руководитель, педагогпсихолог 2 11-е классы 2.1 Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в октябрь семинарпрактикум / форум/ вебинар педагогпсихолог, классный руководитель 29 процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии 2.2 Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей? Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернетзависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей декабрь конференция/ беседа/ практикум педагогпсихолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних 2.3 Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в март круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар педагог социальный, классный руководитель 30 брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни 2.4 Тема 4. Как помочь ребѐнку в период подготовки к экзаменам? Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей май семинарпрактикум / мастеркласс/ психологи ческий тренинг классный руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник 31 выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся X-IX классов Класс Темы консультаций для родителей Ответственные 10 Психофизиологические особенности десятиклассников Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, медицинский работник 11 Трудности личностного роста и их влияние на обучение Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский 32 Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности работник 33 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 Андреева, Т. В. Психология семьи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и по специальностям психологии / Т. В. Андреева. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – СПб. : Питер Пресс, 2014. – 334 с. 2 Вержибок, Г.В. Гендерное воспитание в семье и школе : Г.В. Вержибок; под ред. А.С. Лаптенка. – Минск : Национальный институт образования, 2016. – 248 с. 3 Глинский, А.А. Воспитание гражданина, труженика, семьянина: пособие для педагогических работников учреждений общего среднего образования / А.А. Глинский, А.Ф. Журба. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 232 с. 4 Залыгина, Н.А. Педагогическое взаимодействие с родителями учащихся, требующих повышенного внимания: пособие для педагогов учреждений образования с русским и белорусским языками обучения / Н.А. Залыгина, М. Е. Минова. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с. 5 Кабуш, В.Т. Гуманизация воспитательного процесса в современной школе: пособие для педагогов общего среднего образования / В.Т. Кабуш, А.В. Трацевская. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 184 с. 6 Катович, Н.К. Формы и методы взаимодействия семьи и школы: пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / Н.К. Катович, Т.П. Елисеева. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 208 с. 7 Козлова, Г. Л. Безопасность детей в опасном мире: практическое пособие / Г. Л. Козлова, Л. Н. Мирейчик, М. В. Пряхина. – Минск : Альтиора ― Живые краски, 2013. – 55 с. 8 Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 15.07.2015, № 82 // Министерство образования Республики Беларусь 34 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// adu.by/.../koncept-vospit-deteji-molodioji.doc. – Дата доступа: 29.09.2019. 9 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Трикста, Академический проект, 2011. – 419 с. 10 Левченко, А. О. Дети онлайн : опасности в сети / А. О. Левченко. – М. : Изд-во «Э», 2015. – 320 с. 11 Луговцова, Е. И. Психология формирования культуры здорового образа жизни школьников: пособие для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений общего среднего образования / Е. И. Луговцова. – Минск : Национальный институт образования, 2012. – 190 с. 12 Мартынова, В. В. Профилактика правонарушений учащихся: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / В.В. Мартынова, Е.К. Погодина, Д.О. Донченко. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 192 с. 13 Мартынова, В.В. Социально-педагогические основы патронатного воспитания: пособие для специалистов управлений образования, органов охраны детства, социальных педагогов / В.В. Мартынова, А.М. Русецкая, В.И. Вашнѐва. – Минск : Национальный институт образования, 2011. – 160 с. 14 Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей: пособие для социальных педагогов учреждений образования, специалистов органов управления образованием / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 216 с. 15 Медведская, Е. И. Ребенок в мире мультимедиа : предупреждение зависимости / Е. И. Медведская. – Минск : Народная асвета, 2018. — 192 с. 16 Недвецкая, М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи / М. Н. Недвецкая. – М. : УЦ Перспектива, 2011. – 152 с. 35 17 Некрасова, З. В. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать : пособие для родителей / Заряна и Нина Некрасовы. – 2-е изд., доп. – М. : Академический проект, 2017. – 254 с. 18 Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. — Минск : Национальный институт образования, 2018. — 248 с. 19 Овчарова, Р.В. Психология сопровождения родительства / Р.В. Овчарова. – М. : Академия, 2005. – 368 с. 20 Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие / Р.В. Овчарова : учебное пособие. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с. 21 Окулич, Н.А. Как стать успешным родителем : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / Н.А. Окулич, под ред. М.П. Осиповой. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 192 с. 22 Осипова, М.П. Педагогическое взаимодействие с семьей: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / М.П. Осипова, Е.Д. Осипов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 189 с. 23 Первушина, Е. В. Выжить в начальной школе. Как? : книга для умных родителей / Е. В. Первушина. – СПб. : Вектор, 2010. – 251 с. 24 Петрановская, Л. Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка / Л. Петрановская. – М. : АСТ, 2015. – 210 с. 25 Погодина, Е.К. Модель организации деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы по оказанию психолого-педагогической помощи семьям в воспитании детей / Е.К. Погодина // Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер : сборник научных статей, Витебск, 2020 г. / Вит. гос. ун-т; редкол.: Е.Л. Михайлова, С.Д. Матюшкова, С. Г. Туболец / науч. ред. Е. Л. Михайлова; отв. за выпуск С.А.Моторов. – Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2020. – 238 с. – С. 49-52. 36 26 Погодина, Е.К. Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании детей / Е.К. Погодина // Образование. Наука. Культура: материалы международного научного форума (20 ноября 2019 г.). В 5 ч. Ч. 2. Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в современной системе образования» : сб. науч. статей / отв. ред. Н.В. Осипова. – Гжель : ГГУ, 2020. – 548 с. – С.393-394. 27 Погодина, Е. К. Теория и практика социально-педагогической работы с семьей: учебно-метод. пособие / Е.К. Погодина, С.Г. Туболец. – Минск : БГПУ, 2019. – 160 с. 28 Погодина, Е.К. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей учащихся / Е.К. Погодина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – №4 (44). – С. 130-132. 29 Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг.: постановление Министерства образования Респ. Беларусь, 22.02.2016, № 9 // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=6581. – Дата доступа: 29.09.2019. 30 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с. 31 Урбанович, Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями : методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы [Методическое пособие с электронным приложением] / Л. Н. Урбанович. – М. : Глобус, 2009. – 256 с. 32 Формирование культуры семейных отношений: из опыта работы специалистов социально-педагогической и психологической службы 37 учреждений образования Витебской области: методико-практические материалы. – Витебск : ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – 51 с. 33 Формирование семейных ценностей : игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г. Г. Моргулец. – Волгоград : Учитель, 2011. – 183 с. 34 Фурманов, И. А. Психолого-педагогическая профилактика семейного неблагополучия: пособие для педагогов и психологов общеобразовательных, социально-педагогических учреждений, учреждений дошкольного образования / И. А. Фурманов. – Минск : Национальный институт образования, 2010. – 176 с. 35 Хилько, М. Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М. Е. Хилько, М. С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2016. – 198 с. 36 Целуйко, В. М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. – 2-е изд. – Мозырь : Содействие, 2007. – 222 с. 37 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания / В. В. Чечет. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 292 с. 38 Шнейдер, Л. Б. Семейная психология: Антология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект; Трикста, 2010. – 720 с.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы проекта «Родительский университет» в ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи»

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации работы проекта «Родительский университет»

в ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи»

 

Ι Общие положения

 

  1. Настоящее положение устанавливает цель, основные задачи и порядок функционирования Родительского университета (далее – университета).
  2. Университет открыт и работает на базе государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Осиповичи».
  3. Цель университета – создание условий для повышения родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений в семье.
  4. Основные задачи, решаемые в рамках университета:

- создать систему непрерывного психолого-педагогического образования родителей и способствовать формированию у них родительских компетенций, отвечающих вызовам времени;

- содействовать повышению ответственности родителей за воспитание детей и расширению их правовых знаний;

- популяризировать положительный опыт семейного воспитания.

  1. В своей работе университет руководствуется:

- Кодексом Республики Беларусь об образовании;

- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;

- Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»;

- настоящим Положением;

- иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, методическими материалами Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Университет находится в непосредственном подчинении директора школы.
  2. Руководство работой университета осуществляет заместитель директора по воспитательной работе (ректор университета).
  3. В состав университета входят 4 кафедры:

  - Кафедра правовых знаний;

  - Кафедра возрастной и семейной психологии;

  - Кафедра педагогики;

  - Кафедра конструктивного взаимодействия.

  1. Руководство кафедрой осуществляет на общественных началах педагогический работник (заведующий кафедрой), которому данная функция вменена приказом директора школы.
  2. На официальном интернет-сайте учреждения образования создается рубрика «Родительский университет». За ведение рубрики и интерактивное общение целевой аудитории отвечает администратор сайта, которому данная функция вменена приказом директора школы. Специалисты СППС отвечают за пополнение рубрики фотоотчётами, методическими материалами, памятками, буклетами, рекомендациями для родителей.

 

II Деятельность университета

 

11.Организация образовательного процесса в университете осуществляется исходя из запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.

  1. Учебный год в университете начинается с октября и заканчивается в мае учебного года и состоит из 4-х сессий:

1-я сессия – октябрь-ноябрь;

2-я сессия – декабрь-январь;

3-я сессия – февраль-март;

4-я сессия – апрель-май.

  1. Тематику занятий в университете разрабатывают заведующие кафедр с учетом запросов родителей и законных представителей несовершеннолетних.
  2. К проведению занятий в Университете привлекаются классные руководители трех ступеней общего среднего образования, специалисты различных областей, а также представители родительской общественности, являющиеся признанными специалистами в своей профессиональной деятельности. Кадровые ресурсы формируются руководством родительского университета при поддержке директора школы.
  3. Обучение родителей может осуществляться как в очной, так и в заочной (дистанционной) формах.
  4. Обучение родителей организуется по циклам:

- I цикл для родителей обучающихся I ступени общего среднего образования,

- II цикл для родителей обучающихся II ступени общего среднего образования,

- III цикл для родителей обучающихся III ступени общего среднего образования.

  1. Очная форма обучения состоит из 2-х модулей: базовый и вариативный.
  2. Базовый модуль содержит обязательные для обучения 4 курса:

- I Основы правовых знаний;

- II Основы возрастной и семейной психологии;

- III Основы педагогических знаний;

- IV Основы конструктивного взаимодействия.

Курсы базового модуля ведут только специалисты, имеющие профессиональное образование.

  1. При отсутствии квалифицированных специалистов по отдельным направлениям обучения может использоваться   заочная (дистанционная) форма обучения. Дистанционная форма обучения применяется и в случае ухудшения эпидемиологической обстановки и, в связи с этим, запрещения очных встреч с родителями.
  2. Занятия в университете могут быть организованы в виде теоретических семинаров, семинаров-практикумов, совместных уроков, дискуссионных площадок («круглый стол», диспут, дебаты и др.), тренинговых занятий, деловых и ролевых игр, педагогических чтений и др.

 

III Права и ответственность участников Родительского Университета.

 

  1. Все участники Родительского университета равноправны и могут вносить предложения по совершенствованию организации и содержания занятий; активно участвовать в работе университета; расширять тематику учебных модулей.
  2. Ответственность за организацию, подготовку и проведение занятий, информирование родителей о работе университета несут заведующие кафедрами и ректор.
  3. Все участники университета обязаны руководствоваться общепринятыми нормами культуры поведения.

 

IV Документация Университета

 

  1. В университете предусмотрено наличие следующих документов:

- Приказ об организации Родительского университета;

- Положение о Родительском университете;

- План работы Родительского университета;

- Формы анкет для родителей;

- Методическая копилка;

- Ежегодный аналитический отчет о работе Родительского университета.

 

свернуть

План реализации республиканского проекта  «Родительский университет»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по воспитательной работе

ГУО «СШ № 4 г. Осиповичи»

________Е.С. Кулешевская

«___»____________2024

 

План реализации республиканского проекта  «Родительский университет» в ГУО «Средняя школа № 4 г. Осиповичи» в 2024/2025 учебном году

 

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей (законных представителей) учащихся.

Задачи:

- формирование ценностно-смысловых основ родительства;

- актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.);

- содействие развитию навыков самообразования родителей (законных представителей);

- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей (законных представителей) обучающихся и учреждения образования.                                           

 

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки

Форма проведения

Ответственные исполнители

I ступень -  «Мой ребёнок» - младший школьник»

1.

1-е классы

1.1

Адаптация учащихся в 1-м классе

Октябрь

Круглый стол

Нилова Е.В.,

Володькова С.С.

1.2

Круг безопасности ребёнка

Декабрь

Дискуссия

1.3

Режим дня школьника

Март

Моделирование и анализ ситуации

1.4

Положительные эмоции в жизни школьников

Май

Беседа

2.

2-е классы

2.1

Как родители могут помочь ребёнку учиться

Октябрь

Беседа

Герасимчик А.В.,

Марус Е.А.

 

 

 

 

2.2

Главное правило здорового образа жизни

Декабрь

Лекция

2.3

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

Март

Психологический тренинг

2.4

Трудовое воспитание детей в семье

Май

Мастер - класс

3.

3-е классы

3.1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

Октябрь

Беседа

Клюшнёва И.В.,

Подгол А.М.,

Черникевич К.Д.

3.2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Декабрь

Лекция

3.3

Здоровая семья – здоровый ребёнок

Март

Семейная эстафета

3.4

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника

Май

Консультация

4.

4-е классы

4.1

Ребёнок и компьютер

Октябрь

Дискуссия

Герман Е.Н.,

Каманина Т.И.

 

4.2

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка

Декабрь

Акция «Моя семья уникальна тем, что…»

4.3

Поощрение и наказание детей в семье

Март

Пропаганда опыта родителей

4.4

Книги в жизни школьника

Май

Совместный урок

II ступень -  «Мой ребёнок – подросток»

5.

5 –е классы

5.1

Особенности периода адаптации: формы родительской поддержки и помощи

Октябрь

Психологический практикум

 Пуховская Н.Ю.,

Павлюк К.А.

5.2

Формирование правовой культуры у ребёнка

Декабрь

Круглый стол с инспектором ИДН

5.3

Возрастные особенности подростка

Март

Видео-презентация

5.4

Организация полезного досуга

Май

Эко-поход «Отдыхаем вместе: семья & школа»

6.

6 – е классы

6.1

Профилактика проблемного поведения подростка

Октябрь

Моделирование и анализ ситуации

Ковалёва Т.А.,

Шульгина Ю.А.,

Перова А.В.

 

6.2

Безопасность подростка в сети Интернет

Декабрь

Мозговой штурм

6.3

Формирование здорового образа жизни

Март

Спартакиада «Я и моя спортивная семья»

6.4

Культура поведения в период летних каникул

Май

Консультация

7.

7 – е классы

7.1

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Октябрь

Презентация

Прокопчик И.А.,

Коренькова Е.А.

 

7.2

Профилактика правонарушений подростков

Декабрь

Круглый стол с инспектором ИДН

7.3

Как повысить учебную мотивацию подростка

Март

Обмен родительским и педагогическим опытом

7.4

Как предупредить  вредные привычки у подростков

Май

Медицинская справка

8.

8 – е классы

8.1

Жизненные цели подростков. Профилактика противоправных действий

Октябрь

Беседа-рассуждение

Борисова М.О.,

Изох Е.В.

 

8.2

Как уберечь подростка от насилия и саморазрушающих тенденций

Декабрь

Моделирование и анализ ситуации

8.3

Духовно-нравственная жизнь современных подростков. Ценность жизни

Март

Беседа с представителем духовенства

8.4

Роль семьи в трудовом воспитании и жизненном самоопределении

Май

Ролевая игра

9.

9-е классы

9.1

Профессиональная ориентация девятиклассников.  Как помочь подростку выбрать профессию?

Октябрь

Беседа

Шаблинская И.А.,

Горбачёва Т. С.,

Ничипорович Е.С.

 

 

9.2

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Декабрь

Родительская конференция

9.3

Поддержка ребёнка при подготовке к экзаменам

Март

Консультация

9.4

Культура поведения в период летних каникул

Май

Беседа

III ступень -  «Мой ребёнок – старшеклассник»

10.

10-е классы

10.1

Адаптация обучающихся 10 классов

Октябрь

Консультация

Гобаленко Е.В.,

Пилюк О.В.

 

10.2

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Декабрь

Игра «Судебные присяжные»

10.3

Психическое здоровье ребёнка. Ценность жизни

Март

Консультация

10.4

Бесконфликтное общение в семье – фактор духовно-нравственного здоровья детей

Май

Перфоманс

11.

11 – е классы

11.1

Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Октябрь

Консультация

Климович О.В.,

Жданович Л.В.

11.2

Закон и ответственность несовершеннолетних

Декабрь

Дискуссия

11.3

Подготовка к экзаменам

Март

Рекомендации

11.4

Самореализация личности

Май

Духовно-нравственная беседа

 

 

* В зависимости от темы занятий и по мере необходимости на мероприятия с родителями приглашаются педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по делам несовершеннолетних, представитель православного духовенства, секретарь ОО «БРСМ»  и др.

 

 Педагог социальный                                                                    Т.Е. Зайцева

 Педагог-психолог                                                                         О.В. Шевчук

свернуть

Информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ НА ТЕМУ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ЛЮБОВЬ И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. ПОВЫШЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

***************************************

Информационно-методические материалы для проведения занятий с родителями

***************************************

Каталог материалов для проведения занятий с родителями в рамках республиканского проекта «Родительский университет» (на сайте https://roduniversitet.bspu.by)

1 класс

  • Тема 1. Адаптация учащихся в I классе (сентябрь):
  • Тема 2. Режим дня школьника (ноябрь):
  • Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка (январь):
  • Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника (апрель):
    • Родительское собрание.

2 класс

3 класс

4 класс

  • Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов (сентябрь):
  • Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей (декабрь):
  • Тема 3. Ребенок и компьютер (февраль):
  • Тема 4. Книги в жизни школьника (май):
    • Родительское собрание.

5 класс

  • Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе (сентябрь):
  • Тема 2. Ребенок среди сверстников (ноябрь):
  • Тема 3. Ваш ребенок вырос (февраль):
  • Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье (май):

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

  • Тема 1. Портрет современного подростка (сентябрь):
  • Тема 2. Агрессия, её причины и последствия (ноябрь):
  • Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять (февраль):
  • Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? (апрель):

10 класс

11 класс

свернуть

Для Вас, родители!

Для Вас, родители!

Рекомендации, памятки, буклеты

Профилактика семейного насилия и жестокого обращения с детьми

Буклет "Безопасность детей - забота родителей"

Памятка "Предотвращение сексуального насилия" Памятка "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Профилактика зависимого поведения детей и подростков 

Буклет "Как уберечь детей от употребления ПАВ?"

Памятка "Признаки употребления наркотических веществ"

Маркер "Это должно насторожить Вас, родители!"

 Алгоритм действий "Если у Вашего ребенка пристрастие к ПАВ"

Презентация "Интернет-зависимость"

Профессиональное самоопределение

Маршрут "6 шагов к выбору профессии"

Информация "Выбор профессии - выбор судьбы!"

Эффективное родительство

Памятка "Ответственность родителей за воспитание и содержание несовершеннолетних"

Рекомендации "Как выстраивать отношения с учителем ребёнка"

Меню "Родительская одарённость"

свернуть
поделиться в: