РУС БЕЛ ENG

Методическая работа

Состав методического совета школы на 2022/2023 учебный год

Симанович А.Л. - председатель, заместитель директора по учебной работе;

Карцева Т.А. - заместитель председателя, заместитель директора по учебной работе;

Пилюк О.В. - руководитель УМО филологического направления;

Пацкевич Н.Н. - руководитель УМО учителей иностранного языка;

Антихович Е.Г. - руководитель УМО учителей истории, обществоведения и географии;

Ничипорович Е.С. – руководитель УМО учителей естественно - математического направления;

Падера С.Г. - руководитель УМО учителей эстетико-трудового цикла и учителей физической культуры;

Нилова Е.Н. - руководитель УМО учителей начальных классов;

Юрченко Е.М. – руководитель УМО классных руководителей;

Секретарь – Пилюк Ольга Викторовна.

.

Цель: Создание комфортной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей личности учащихся, их умственному и физическому развитию, формированию гражданственности и патриотизма в соответствии с актуальными потребностями общества и государства.

Единая методическая тема школы на 2022/2023 учебный год

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях.

 

Задачи на 2022/2023 учебный год

  1. Обеспечить дальнейший рост качества образования в соответствии с запросами учащихся, их законных представителей и тенденциями развития информационного общества через:
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность и качество образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и социальным заказом;
  • повышение эффективности обучения в профильных классах и профессиональной подготовки на третьей ступени общего среднего образования;
  • создание условий для организации образовательного процесса в сочетании системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного и компетентностного подходов;
  • формирование эффективной системы сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей и молодежи, учреждениями высшего образования, иными учреждениями образования;
  1. Совершенствовать воспитательное пространство учреждения образования, содействующее развитию идейно устойчивой, нравственно и физически здоровой личности учащегося, способной к значимой социальной деятельности, осмысленному профессиональному выбору через:
  • воспитание активной гражданской позиции с помощью социально значимой деятельности на благо личности, общества, государства;
  • развитие лидерских качеств учащихся посредством активизации деятельности ученического самоуправления, детских и молодежных общественных объединений;
  • создание условий для профессионального самоопределения учащихся, оказание педагогической поддержки учащимся в процессе выбора профессиональной сферы деятельности;
  • профилактику противоправного поведения и различного рода зависимостей, суицидальных рисков у детей и подростков;
  • формирование у учащихся стратегии культуры безопасного поведения.
  1. Совершенствовать подходы к организации методического сопровождения профессионального роста педагога через:
  • совершенствование методики преподавания учебных предметов, актуализацию и углубление знаний учителей о современных технологиях обучения, способствующих развитию учебной мотивации;
  • освоение учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

Основными задачами методической работы в 2022/2023 учебном году являются:

- актуализация и углубление знаний учителей о современных подходах и способах организации самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся, совершенствование методики преподавания учебных предметов, овладение здоровьесберегающими образовательными технологиями;

включение учителей в деятельность по освоению эффективных способов организации, активизации, управления и контроля учебно-познавательной деятельности учащихся по учебным предметам на учебных занятиях и при выполнении домашней работы;

- освоение учителями способов организации обучения учащихся с широким использованием современных средств коммуникации, он-лайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов;

- совершенствование образовательного процесса по учебным предметам с учетом рекомендаций по результатам изучения качества общего среднего образования, проведенного Национальным институтом образования;

- методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации;

- информирование педагогических работников о нормативном правовом, научно-методическом обеспечении образовательного процесса по учебным предметам, новинках педагогической литературы.

..Цели и задачи школы на 2022/2023 учебный год

Образовательная цель:

обеспечение качества образования и повышение его эффективности для становления конкурентоспособной личности в соответствии с актуальными и перспективными потребностями общества.

Стратегическая задача:

совершенствование системы образовательного процесса и обеспечение стабильных результатов учебной деятельности, воспитательной работы.

Тактические задачи:

  1. Создать условия для эффективной деятельности через:

1.1. создание условий для реализации личных творческих способностей педагогов в условиях обновления содержания образования;

1.2. организацию системной допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся путем наиболее полного удовлетворения запросов на образовательные услуги, в том числе на платной основе;

1.3. совершенствование системы работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.

  1. Совершенствовать подходы к организации методического сопровождения профессионального роста педагога через:

2.1. повышение качества проведения учебных и факультативных занятий путем соблюдения принципа преемственности в обучении учащихся, проходящих адаптационный период

Воспитательная цель:

создание необходимых условий для совершенствования воспитательного пространства школы, обеспечивающего формирование высокообразованной гармонично развитой, социально ориентированной личности гражданина и патриота Республики Беларусь.

Стратегическая задача:

содействие саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию конкурентоспособной личности, готовой к принятию ответственных решений.

Тактические задачи:

1.1. совершенствование работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних через организацию эффективного межведомственного взаимодействия;

1.2. апробация инновационной модели формирования нравственных ценностных ориентаций обучающихся посредством патриотического воспитания;

1.3. формирование у учащихся физической и психологической культуры, навыков здорового образа жизни, культуры безопасности жизнедеятельности;

1.4. активизация воспитательного потенциала семей учащихся посредством вовлечения законных представителей в организацию и проведение шестого школьного дня;

1.5. формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся на основе государственной идеологии;

1.6. повышение результативности системы профилактики противоправного поведения и безнадзорности учащихся.

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

ГУО «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 Г. ОСИПОВИЧИ»

на 2022/2023 учебный год

Заседание № 1

Тема: «Основные направления методического сопровождения образовательного процесса в 2022/2023 учебном году»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения общего среднего образования в вопросах организации образовательного процесса и повышения качества образования.

Задачи:

- актуализировать знания педагогов учреждения общего среднего образования по содержанию и требованиям нормативной правовой документации, регулирующей организацию образовательного процесса в 2022/2023 учебном году;

- содействовать созданию условий, необходимых для эффективного методического сопровождения работы по реализации нормативной правовой базы к 2022/2023 учебному году;

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа № 4 г.Осиповичи», август 2022 г.

Форма проведения: семинар, методический инструктаж.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности организации методработы с педкадрами, обзор нормативных документов, определение направлений методработы, в соответствии с нормативно-правовыми документами, инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь и рекомендациями по организации образовательных процессов в 2022/2023 учебном году.

Отв. Симанович А.Л.

  1. Планирование работы предметных методических объединений, методсовета школы и школы молодого учителя на новый учебный год.

Отв. Карцева Т.А., Симанович А.Л.

  1. Создание творческих групп педагогов.

Отв. Карцева Т.А., Симанович А.Л.

  1. Планирование деятельности учителя по подготовке к республиканскому мониторингу по учебным предметам «История Беларуси» 10 класс, «Информатика» 8 класс.

Отв. Линкевич Е.И., Ничипорович Е.С.

  1. Об организации работы по повышению педагогической квалификации (базовое повышение квалификации, работа в межкурсовой период, самообразование, курсовая переподготовка) в 2022/2023 учебном году.

Отв. Карцева Т.А., Симанович А.Л.

  1. Об открытии классов (групп) спортивно-педагогической, педагогической направленности.

Отв. Симанович А.Л.

  1. Организация работы профильных классов.

Отв. Симанович А.Л.

Заседание № 2

Тема: «Визуализация учебной информации как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся»

Цель: определение роли наглядного представления информации в обучении.

Задачи:

- систематизировать знания педагогов об использовании техник визуализации в образовательном процессе;

- индивидуализировать учебно-воспитательный процесс посредством техник визуализации.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа № 4 г.Осиповичи», октябрь 2022 г.

Форма проведения: методический диалог.

Вопросы для обсуждения:

  1. Визуализация учебной информации в современных учебных пособиях как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций.

Отв. Симанович А.Л.

  1. Основные техники визуализации в образовательном процессе наIIи III ступенях общего среднего образования («Лента времени», Метапредметная карта, «Скрайбинг», «Инфографика»).

Отв. Руководители МО.

  1. Особенности использования визуальных форм представления учебного материала в процессе обучения как средство совершенствования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Отв. Руководители МО.

Заседание № 3

Тема: «Предметный виртуальный кабинет как элемент образовательного интернет-пространства»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов учреждения общего среднего образования в вопросах совершенствования информационно-методического наполнения образовательного интернет-пространства учреждения образования.

Задачи:

- активизировать деятельность педагогов учреждения общего среднего образования по совершенствованию информационно-методического наполнения образовательного интернет-пространства;

- совершенствование работы в учреждении по использованию предметных виртуальных кабинетов;

- продемонстрировать эффективный опыт педагогической деятельности по созданию и использованию ресурсов виртуальных предметных кабинетов.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа № 4 г.Осиповичи», январь 2023 г.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предметный виртуальный кабинет: цель, задачи, структура и наполнение.

Отв. Ермалинская Е.И.

  1. Конкурс предметных виртуальных кабинетов учреждения общего среднего образования как средство совершенствования информационно-методического наполнения образовательного интернет-пространства.

Отв. Симанович А.Л.

  1. Из опыта работы педагогов учреждения общего среднего образования. Презентация сайта Антихович Е.Г., учителя истории.

Отв. Антихович Е.Г.

Заседание № 4

Тема: «Подведение итогов работы за год. Анализ деятельности методических объединений, творческих групп. Проектирование плана методической работы на 2023/2024 учебный год».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в вопросах организации эффективной методической работы с педагогами.

Задачи:

- содействовать совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами в учреждении общего среднего образования;

- создать условия для продуктивного обмена опытом профессиональной деятельности в области организации эффективной методической работы с педагогами школы.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа № 4 г.Осиповичи», май 2023 г.

Форма проведения: семинар-практикум.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анализ работы учителей-предметников, школьных методических объединений, участие в конкурсах, работах исследовательского характера, олимпиадном движении среди учащихся 1-10 классов.

Отв. Карцева Т.А., Симанович А.Л.

  1. Уровень подготовки работ учащихся исследовательского характера среди учащихся 4-10 классов.

Отв. Карцева Т.А., Симанович А.Л.

  1. Эффективность работы школьных методических объединений, творческих групп.

Отв. Руководители МО, ТГ

  1. Итоги аттестации и курсовой переподготовки.

Отв. Пацкевич Н.Н., Симанович А.Л.

  1. Проектирование плана работы на 2023/2024 учебный год.

Отв. Симанович А.Л.

Литература:

  1. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» /Национальный образовательный порталwww.adu.by/[Электронный ресурс].
  2. Глинский, А.А. Управление системой методической работы в общеобразовательном учреждении / Минск: Зорны верасень, 2008. – 252 с.
  3. Глинский А.А. Маевская В.Л., Сечко А.С. Методические формирования в современной школе./ Минск: Зорны Верасок. – 2014. – 108 с.
  4. Ахрамович М.И. Приоритетные направления деятельности методической службы / Адукацыяiвыхаванне. – 2014 - №8 – с. 5-7.
  5. Булахова З.Н. Портфолио заместителя директора. Результативные формы методической работы / Адукацыяiвыхаванне. – 2016 - №12 – с. 29-32.
  6. Воронов А.В. Развитие единого информационно-образовательного пространства – залог качества образования / А.В. Воронов // Столичное образование сегодня .- 2008. - №3. – С. 3-8.
  7. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М.М. Поташник / М.: Педагогическое общество России. – 2010. – 448 с.
  8. Науменко Ж.Н. Организация удаленного взаимодействия педагогов и обучающихся в режиме реального времени / Веснiк адукацыi– 2020 - №7. – с. 12-15.
  9. Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования. / Национальный образовательный порталwww.adu.by/[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docviewer.yandex.by/view/85018966/
  10. Методические рекомендации по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации /Национальный образовательный порталwww.adu.by/[Электронный ресурс].
  11. Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

Организация методической работы с учителями

Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников в республике существует определенная система: подготовка педагогов в рамках повышения квалификации в очной и дистанционных формах обучения один раз в три года, методическое сопровождение в период между повышениями квалификации на различных уровнях (от учреждения образования до республиканского) и в разных формах, самообразовательная деятельность.

Методическая работа должна быть направлена на оказание действенной помощи педагогам со стороны методических служб, руководителей учреждений образования и их заместителей, опытных коллег. Время диктует необходимость новых подходов и форм профессионального взаимодействия педагогов.

В течение 2022/2023 учебного года в рамках методической работы рекомендуется:

организовать деятельность методических объединений и иных методических формирований учителей (школы совершенствования профессионального мастерства; школы эффективного педагогического опыта, творческих групп, диалогических пар и др.) по вопросам организации, управления и контроля коллективной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся  по учебным предметам, допрофильной подготовки, профильного обучения учащихся X-XI классов,  иным актуальным направлениям;

обеспечить наставничество молодых специалистов, работу школ молодых учителей;

использовать разнообразные формы обучения (летние школы, языковые и методические практикумы, обмен эффективным педагогическим опытом, мастер-классы, педагогические студии, уроки для взрослых, семинары и конференции в online-формате, сетевые сообщества, веб-квесты, открытые образовательные курсы, размещенные в среде дистанционного обучения, виртуальные (онлайн) экскурсии,  консультации специалистов и др.).

  • Задачи и функции управления общего среднего образования
  • Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы
  • Типовые учебные планы
  • Концепции, стандарты, нормы отметок по учебным предметам
  • Профориентационная работа с учащимися
  • Совершенствование организации образовательного процесса по иностранным языкам