РУС БЕЛ ENG

Творческая группа Антихович Е.Г. «Проектно-исследовательская деятельность как ресурс формирования функциональной грамотности учащихся»

ПЛАН РАБОТЫ

творческой группы Антихович Е.Г.  учителя истории и обществоведения

 ГУО «СШ №4 г. Осиповичи» по теме:

«АКТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

Цель проведения творческой группы: создание оптимальных условий для профессионального самосовершенствования педагогов, в процессе которого формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с формами и методами работы с учащимися по формированию исследовательских навыков на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Создать условия для пополнения собственного опыта исследовательской деятельности с учащимися.
  3. Способствовать развитию способов взаимодействия в совместной интеллектуально-творческой деятельности.

 

Заседание 1.

Тема: Руководство проектными и исследовательскими работами учащихся в учреждениях общего среднего образования.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 31.10.2023 г.,10.30.

Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы в эффективной организации исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями исследования в сфере образования.
  2. Проанализировать таблицы «Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому)» и «Типология учебных исследований учащихся»;
  3. Продемонстрировать опыт организации методического сопровождения исследовательской деятельности;
  4. Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы, возможности применения исследовательских проектов на уроках.
  5. Теоретическая база опыта:

1.1 Особенность исследования в сфере образования.

1.2 Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому).

1.3 Типология учебных исследований учащихся.

1.4 Организация методического сопровождения исследовательской деятельности в школе.

1.5 Этап актуализации знаний, этап закрепление изученного материала.

  1. Демонстрация руководителем творческой группы методов и приемов работы:

2.1 Анализ таблиц «Сравнение учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности учащихся (по Н.И. Запрудскому)» и «Типология учебных исследований учащихся».

2.2 Знакомство с методическими приемами, применяемыми при организации методического сопровождения исследовательской деятельности в школе.

  1. Рефлексия

3.1. Проведение дискуссии «Исследование +… или какие «изюминки» лучше сочетаются в исследовательских работах.

  1. Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.

4.1. Отличие исследовательского проекта учащихся на II и III ступени обучения от научно-исследовательской деятельности / закрепления полученных знаний (работа в парах).

Домашнее задание: Составление электронной картотеки тем исследовательских проектов для этапа актуализации знаний, закрепления изученного материала.

 

Заседание 2.

Тема: «Исследовательская работа школьников по предмету как форма стимулирования познавательной активности школьников».

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 28.12.2023 г., 10.30.

Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы по организации исследовательских работ учащихся.

Задачи:

  1. Актуализировать опыт участников творческой группы по вопросу организации учебного исследования.
  2. Продемонстрировать опыт работы мастера по организации исследования, составления плана и структуры учебного исследования.
  3. Разработать исследовательский мини-проект.
  4. Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы.
  1. Теоретическая база опыта.

1.1 Основные этапы организации учебного исследования.

1.2 Требования к  учебному исследованию учащегося (по Н. И. Дереклеевой).

  1. Демонстрация руководителем творческой группы умений и навыков слушателям творческой группы.
  2. 1. Учебное исследование как процесс выработки новых знаний. Основные этапы организации исследования учащихся.
  3. 2. План и структура исследовательской работы. Особенности оформления и представления результатов исследования учащегося.
  4. Рефлексия

3.1. Самоанализ, анализ продемонстрированных электронных материалов картотеки руководителем творческой группы

3.2. Самоанализ, анализ продемонстрированных электронных материалов картотеки участниками творческой группы.

  1. Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.

4.1. Деловая игра «Исследовательская мини-проект».

Домашнее задание: Исследовательский мини-проект учащегося.

 

Заседание 3.

Тема: Организация проектного обучения как составной части исследования в урочной и внеклассной работе учителя-предметника.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 26.03.2024 г.,10.30.

Цель: создание условий для развития и совершенствования педагогического мастерства участников творческой группы по организации учебного исследования, как составной части урочной и внеклассной работе учителя-предметника.

Задачи:

  1. Представить участникам творческой группы собственный опыт написания учебных проектов;
  2. Проанализировать собственное профессиональное мастерство участников творческой группы по вопросу организации и проведения учебного исследования, как составной части исследования в урочной и внеклассной работе учителя-предметника.
  3. Провести педагогическую мастерскую по теме «Учебное исследование: сложности и возможности».
  4. Провести анкетирование участников творческой группы.
  5. Теоретическая база опыта:

1.1. Критерии оценки конкурсных исследовательских работ и недостатки, которые могут быть в готовой работе.

1.2. Рекомендации по оформлению мультимедийной презентации.

  1. Демонстрация руководителем творческой группы умений и навыков слушателям творческой группы.

2.1. Опыт организации учебного исследования по предметам «Всемирная история», «История Беларуси» и «Обществоведение.

  1. Рефлексия

3.1. Самоанализ, анализ опыта написания с учащимися проектов руководителем творческой группы.

3.2 Самоанализ, анализ опыта написания с учащимися проектов участниками творческой группы.

3.3 Самоанализ, анализ участия в деятельности педагогической мастерской.

  1. Отработка умений и навыков слушателями творческой группы.

4.1. Участие в районных конкурсах работ исследовательского характера (конференции) учащихся по учебным предметам.

4.2. Заполнение анкеты участниками творческой группы.

 

Заседание 4.

 Тема: Исследовательская работа учащихся как одно из приоритетных направления развития современной школы.

Место и время проведения: ГУО «Средняя школа №4 г. Осиповичи», ауд.34, 26.04. 2024 г.,10.30.

Цель: организация сферы педагогического общения, способствующего взаимообмену опытом использования передовых технологий, методик, дидактических приемов по формированию исследовательских компетенций учащихся;

Тип заседания: «круглый стол».

  1. Специфика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся І ступени общего среднего образования. Проблемы преемственности форм и методов исследовательской работы школьников. – Клюшнёва И. Н., учитель начальных классов.
  2. Мотивация поисковой деятельности учащихся в урочной и внеклассной работе учителя – Юрченко Е.М., учитель русского языка и литературы.
  3. Система методической работы школы по освоению учителями технологии организации проектной и исследовательской деятельности учащихся – Симанович А.Л., заместитель директора по УР.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании [Электронный ресурс] / Т.Г. Белова // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnostuchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii. – Дата доступа: 10.08.2022.
  2. Болденко, О.А. Педагогические условия развития творческой активности старшего подростка в этнокультурной среде [Электронный ресурс] / О.А. Болденко, Г.В. Палаткина // Научная библиотека открытого доступа «Киберленинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-tvorcheskoyaktivnosti-starshego-podrostka-v-etnokulturnoy-srede. – Дата доступа: 09.08.2022
  3. Горбунова, М.Б. Исследовательская деятельность как средство социально-личностного развития учащихся / М.Б. Горбунова // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2016. – № 2. – с. 34-37.
  4. Далецкая, М.И. Проектная деятельность в шестой школьный день / М.И. Далецкая // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – №3. –с. 18-23.
  5. Король, А.Д. Эвристические качества личности учителя: информационно-коммуникативный аспект / А.Д. Король // Народная асвета. – 2014. – №5. – с. 12-16.
  6. Лобан, І.Я. Рэха продкаў. Рэалізацыя праекта па нацыянальнакультурным выхаванні / І.Я. Лобан // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – с. 18-20.
  7. Лукьянова, М.И. Личностно ориентированное образование и готовность к нему педагога / М.И. Лукьянова // Веснік адукацыі. – 2014. – №1. – с.19-26.
  8. Лысак, О.А. Проектная деятельность учащихся как средство их социализации / О. А. Лысак // Адукацыя і выхаванне. – 2014. – №7. – с. 41-46.