РУС БЕЛ ENG

Программа занятий районного ресурсного центра по подготовке к централизованному экзамену и централизованному тестированию по учебному предмету «Биология»

Программа

занятий районного ресурсного центра по подготовке к Централизованному экзамену и Централизованному тестированию по учебному предмету «Биология»

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Настоящая программа предназначена для учащихся X–XI классов учреждений образования, сдающих выпускные и вступительные экзамены в форме ЦЭ и ЦТ, реализующих образовательные программы общего среднего образования.
  2. Настоящая учебная программа рассчитана на 68 часов: 2 часа в неделю.

В случае необходимости педагогический работник может перераспределить указанные часы по своему усмотрению в зависимости от уровня подготовленности учащихся.

  1. Цель занятий – повторение, обобщение, систематизация полученных знаний по учебному предмету «Биология», подготовка учащихся к сдаче ЦЭ и ЦТ по учебному предмету «Биология».
  2. Задачи:

повторение, закрепление и систематизация знаний, умений и навыков по всем

систематическим курсам учебного предмета «Биология»;

развитие умения сравнивать и сопоставлять биологические объекты, анализировать полученные результаты, выявлять причинно-следственные связи, обобщать факты, делать выводы; совершенствование навыков решения биологических задач; организация учебно-познавательной деятельности учащихся.

  1. Используемые формы и методы обучения должны быть направлены на усвоение учащимися знаниевого и деятельностного компонентов, развитие личности учащегося.

Организация занятий предусматривает фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы. Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения (словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и других). Выбор форм и методов обучения и воспитания осуществляется педагогическим работником самостоятельно.

  1. В результате освоения содержания учебного материала учащиеся должны:
    • знать:

основные биологические термины и понятия, биологические законы и теории; признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; вирусов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; общие закономерности, происходящие в живой природе; строение и процессы жизнедеятельности вирусов, бактерий, протистов, грибов, растений, животных и человека; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • уметь:

устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, особенностями строения и функциями тканей, органов и систем органов, средами жизни и приспособленностью к ним живых организмов, результатами эволюции, деятельностью человека и ее последствиями; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; применять полученные знания и использовать их для: описания важнейших биологических процессов; характеристики и сравнения биологических объектов или явлений; составления характеристики основных систематических категорий (типов, отделов, классов); решать биологические задачи;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебных пособий отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов.

ГЛАВА 2

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(2 часа в неделю; всего 68 часов)

 

Тема 1. Многообразие органического мира (1 час)

Классификация организмов. Принципы систематики. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд, класс, тип (отдел), царство. Царства живых организмов: Бактерии, Протисты, Грибы, Растения, Животные.

 

Тема 2. Доядерные организмы (прокариоты) (1 час)

Бактерии: распространение, строение и процессы жизнедеятельности, роль в природе и их значение в жизни человека. Бактерии нормальной микрофлоры человека (кишечная палочка) и болезнетворные бактерии (возбудители дифтерии, туберкулеза, столбняка, чумы).

Цианобактерии: особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и их значение в жизни человека (микроцистис, осциллятория, носток сливовидный, спирулина).

 

Тема 3. Протисты (1 час)

Общая характеристика протистов как эукариотических организмов.

Гетеротрофные (амеба обыкновенная, инфузория туфелька), автотрофные (хлорелла) и автогетеротрофные (хламидомонада) протисты: среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и их значение в жизни человека.

Многоклеточные протисты: среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и их значение в жизни человека (спирогира, ульва, ламинария).

 

Тема 4. Грибы (1 час)

Общая характеристика грибов. Шляпочные и плесневые грибы, дрожжи: особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и их значение в жизни человека. Многообразие грибов: шляпочные грибы (белый гриб (боровик), подберезовик, сыроежка, шампиньон, рыжик, масленок, мухомор, бледная поганка, лисичка, подосиновик); плесневые грибы: мукор, пеницилл; дрожжи; грибы-паразиты: трутовик.

 

Тема 5. Лишайники (1 час)

Лишайники: строение слоевища (таллома), питание, размножение, роль в природе и их значение в жизни человека. Многообразие лишайников (цетрария исландская, кладония, ксантория).

 

Тема 6. Растения (7 часов)

Общая характеристика растений (1 час)

Основные признаки растений. Особенности строения клеток растений. Распространение и среда обитания растений. Ткани растений (образовательные, покровные, проводящие, механические, основные). Многообразие растений. Жизненные формы растений (деревья, кустарники, кустарнички, травянистые растения).

 

Споровые растения (1 час)

Понятие о споровых растениях.

Мхи. Распространение и среда обитания мхов. Листостебельные мхи (кукушкин лен, сфагнум): особенности строения и процессов жизнедеятельности. Роль мхов в природе и их значение в жизни человека.

Папоротники: распространение, особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере щитовника мужского. Многообразие папоротников (орляк обыкновенный, сальвиния плавающая, страусник обыкновенный, кочедыжник женский). Роль папоротников в природе и их значение в жизни человека.

 

Семенные растения (5 часов)

Голосеменные растения: распространение, особенности строения и процессов жизнедеятельности на примере сосны обыкновенной. Многообразие и значение голосеменных растений (ель европейская, можжевельник обыкновенный, лиственница, туя западная).

Общая характеристика покрытосеменных.

Корень. Функции корня. Виды корней и корневых систем. Особенности внешнего и внутреннего строения корня в связи с выполняемыми функциями. Рост корня. Видоизменения корня (корнеплоды, корневые клубни, корни-присоски) и их значение.

Побег. Понятие о побеге. Почка – зачаточный побег. Типы почек по расположению (верхушечные, пазушные, придаточные) и строению (вегетативные, генеративные). Развитие побега. Понятие о спящих почках.

Видоизменения побега: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Стебель. Рост стебля в длину. Внутреннее строение стебля древесного растения в связи с выполняемыми функциями. Передвижение по стеблю воды, минеральных и органических веществ. Рост стебля в толщину. Образование годичных колец.

Лист. Функции листа. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование листа. Внутреннее строение листа в связи с его функциями.

Вегетативное размножение растений. Размножение растений видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Биологическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Цветок. Строение и функции цветка. Соцветия: простые и сложные, их биологическое значение. Опыление (самоопыление, перекрестное опыление).

Приспособление растений к опылению.

Двойное оплодотворение, образование плодов и семян.

Плоды. Строение и классификация плодов. Приспособления растений к распространению плодов. Биологическое и хозяйственное значение плодов.

Семя. Строение семян одно- и двудольных растений. Условия прорастания семян.

Питание и рост проростка.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Дикорастущие растения: леса, луга, болота, водоемов.

Культурные растения: зерновые, овощные, плодово-ягодные, сахароносные, масличные, прядильные, кормовые, декоративные растения.

 

Тема 7. Животные (13 часов)

Общая характеристика животных. Тип Стрекающие (1 час)

Многообразие животных и их классификация.

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, жизненные формы (полип и медуза) стрекающих. Размножение, способность к образованию колонии. Многообразие стрекающих (гидра, медузы, коралловые полипы).

 

Тип Плоские черви. Тип Круглые черви (1 час)

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения свободноживущих и паразитических видов плоских червей. Размножение и развитие. Многообразие плоских червей (планария молочная, сосальщик печеночный, цепень бычий).

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения круглых червей. Размножение и развитие. Свободноживущие круглые черви и их роль в природе. Многообразие паразитических круглых червей (аскариды человеческая и кошачья; острица детская; трихина). Способы заражения. Вредители растений (стеблевая нематода картофеля, стеблевая нематода лука).

 

Тип Кольчатые черви (1 час)

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения кольчатых червей. Размножение и развитие. Многообразие кольчатых червей (нереис, пескожил, палоло, дождевые черви, трубочник; пиявки).

 

 

Тип Моллюски (1 час)

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения моллюсков. Размножение и развитие. Многообразие моллюсков (улитка виноградная, слизни, прудовики, беззубка, перловица, мидия, устрица, кальмар, каракатица, осьминог).

 

Тип Членистоногие (3 часа)

Подтип Ракообразные

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения ракообразных на примере речного рака. Размножение и развитие.

Донные обитатели водоемов (омары, лангусты, креветки) и обитатели толщи воды (дафнии, циклопы), характерные особенности, роль в природе и их значение в жизни человека.

 

Класс Паукообразные

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных на примере паука-крестовика. Размножение и развитие. Многообразие паукообразных (пауки, скорпионы, клещи), характерные особенности строения, роль в природе и их значение в жизни человека.

 

Класс Насекомые

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения насекомых. Размножение и типы развития насекомых. Поведение насекомых. Многообразие насекомых (отряды: Стрекозы; Прямокрылые; Клопы; Жесткокрылые, или Жуки; Чешуекрылые, или Бабочки; Двукрылые; Перепончатокрылые), характерные особенности, роль в природе и их значение в жизни человека.

 

Тип Хордовые (6 часов)

Общие признаки хордовых животных

Ланцетник- представитель хордовых животных.

Позвоночные животные – преобладающая группа современных хордовых. Роль в природе и их значение в жизни человека.

 

Класс Лучеперые рыбы. Класс Хрящевые рыбы

Класс Лучеперые рыбы: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения на примере речного окуня. Многообразие лучеперых рыб (осетрообразные, лососеобразные, сельдеобразные, карпообразные).

Класс Хрящевые рыбы: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения (акулы и скаты).

 

Класс Земноводные, или Амфибии

Распространение, среда обитания, особенности строения и жизнедеятельности земноводных на примере лягушки озерной. Многообразие земноводных (отряд Бесхвостые и отряд Хвостатые).

 

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения на примере ящерицы прыткой. Многообразие пресмыкающихся (отряды: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи).

 

Класс Птицы

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету на примере голубя сизого. Строение яйца. Многообразие птиц (птицы: лесов, открытых пространств, водоемов и побережий, культурных ландшафтов; хищные птицы).

Класс Млекопитающие

Распространение, среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих на примере собаки домашней. Многообразие млекопитающих: подкласс Первозвери, или Яйцекладущие; подкласс Настоящие звери, или Живородящие (отряды: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Ластоногие, Китообразные, Хоботные, Приматы).

 

Тема 8. Человек (10 часов)

Клетки, ткани, органы и системы органов человека

Представление о науках, изучающих человека и его здоровье: анатомия, физиология, психология и гигиена.

Ткани человека, их классификация (эпителиальная, мышечная, нервная, внутренней среды) и принципы организации.

Органы, системы органов.

 

Нервная система

Общие принципы организации нервной системы. Значение нервной системы.

Строение и виды нейронов. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Строение и функции спинного мозга.

Головной мозг. Строение и функции продолговатого, заднего, среднего и промежуточного мозга. Организация и значение больших полушарий. Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы, их функции.  

Сенсорные системы

Сенсорные системы человека, общие принципы организации. Строение и функции анализатора.

Зрительная сенсорная система: значение и строение. Механизм формирования изображения и зрительного восприятия.

Слуховая сенсорная система: значение и строение. Процессы восприятия звука.

 

Эндокринная система

Эндокринная система и принцип ее работы. Железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидная, надпочечники), гормоны (соматотропин, вазопрессин, окситоцин, тироксин, трийодтиронин, кортикостероиды, адреналин, норадреналин, альдостерон) и их значение для регуляции функций. Гиперфункция и гипофункция желез, эндокринные заболевания.

Железы смешанной секреции (поджелудочная и половые), гормоны (инсулин, глюкагон, андрогены, эстрогены). Признаки гипофункции и гиперфункции желез и их последствия.

Опорно-двигательная система

Опорно-двигательная система, ее пассивная и активная части, их функции.

Строение костей. Виды костей. Рост костей. Соединения костей. Отделы скелета человека: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей.

Строение и функции мышц. Основные группы скелетных мышц. Работа мышц и утомление мышц.  

Внутренняя среда организма

Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Постоянство внутренней среды организма.

Состав и функции крови. Плазма крови. Эритроциты, тромбоциты и лейкоциты и их функции. Гемоглобин и его функции. Группы крови и резус-фактор. Свертывание крови.

Сердечно-сосудистая система

Строение и функции кровеносных сосудов (артерии, капилляры, вены).

Строение сердца человека: камеры сердца, стенки, сердечные клапаны, околосердечная сумка. Автоматия сердца. Сердечный цикл.

Кровообращение. Малый и большой круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.  

Дыхательная система

Строение и функции дыхательных путей: носовой полости, гортани (щитовидный хрящ, надгортанник, голосовые связки), трахеи, бронхов. Строение и функции легких.

Дыхательные движения: вдох и выдох. Обмен газов в легких и тканях. Жизненная емкость легких.  

Пищеварительная система

Общая характеристика пищеварительного тракта и пищеварительных желез их строение и функции: ротовая полость (зубы, слюнные железы, язык); ферменты слюны (амилаза и мальтаза); глотка, пищевод, желудок; компоненты желудочного сока (пепсин, липаза, соляная кислота, слизь); тонкий кишечник; поджелудочная железа и ее ферменты (трипсин, амилаза, липаза); печень; толстый кишечник.

Обмен веществ. Пищевые вещества. Витамины (С, А, D, В1, В6, В12) и их значение для организма.  

Выделительная система

Строение и функции почки. Нефрон – структурно-функциональная единица почки. Этапы образования мочи (фильтрация, реабсорбция) и ее состав. Мочевыводящие органы: мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.  

Кожа – покров тела

Строение и функции кожи. Производные кожи: ногти, волосы, сальные и потовые железы. Роль кожи в процессе теплообмена организма.  

Репродуктивная система.

Индивидуальное развитие человека и его здоровье

Органы мужской половой системы (мошонка, семенники, семявыводящие протоки, семенные пузырьки, предстательная железа, половой член). Представление о строении и созревании сперматозоида.

Органы женской половой системы (яичники, маточные трубы, матка, влагалище).

Представление о строении и созревании яйцеклетки, менструальном цикле. Оплодотворение. Беременность. Роды.

Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность человека. Первая и вторая сигнальные системы.

Приспособительный характер поведения. Представление о безусловных и условных рефлексах. Условия образования и торможения условных рефлексов. Сон и его значение. Виды сна.

  

Тема 9. Разнообразие жизни на Земле (1 час)

Разнообразие жизни на Земле. Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, экосистемный, биосферный.

 

Тема 10. Организм и среда (3 часа)

Общие свойства живых организмов.

Среда обитания организмов. Факторы среды и их классификация. Закономерности действия экологических факторов среды на организм. Пределы выносливости. Понятие о лимитирующих факторах.

Свет как экологический фактор. Фотопериод и фотопериодизм. Экологические группы растений по отношению к световому режиму в среде обитания.

Температура как экологический фактор. Приспособления растений и животных к различным температурным условиям среды.

Влажность как экологический фактор. Приспособления растений к различному водному режиму.

Приспособления живых организмов к сезонным ритмам условий среды обитания.

Среды жизни и адаптации к ним организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, живой организм.

 

Тема 11. Человек в окружающей среде (1 час)

Влияние абиотических факторов среды на человека и его здоровье.

Влияние биотических факторов на организм человека. Неблагоприятное влияние антропогенных факторов на организм человека.

Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и его здоровье. Основные химические загрязнители воды, воздуха, почвы, жилища человека. Меры, направленные на снижение загрязнения окружающей среды вредными веществами.

 

Тема 12. Размножение и индивидуальное развитие организмов (2 часа)

Размножение организмов. Бесполое размножение. Формы бесполого размножения: деление, спорообразование, почкование, фрагментация, вегетативное размножение.

Половое размножение и половой процесс. Партеногенез. Осеменение и оплодотворение. Чередование способов размножения и поколений в жизненном цикле растений.

Онтогенез. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.

Эмбриональное и постэмбриональное развитие человека.

 

Тема 13. Вид и популяция (1 час)

Вид – биологическая система. Критерии вида. Ареал вида. Эндемики и космополиты.

Популяция – структурная единица существования вида. Свойства популяции. Структура популяции. Значение сохранения и поддержания свойств популяции для ее существования и сохранения вида в целом.

 

Тема 14. Экосистема – основная единица биосферы (2 часа)

Экосистема как единство биотопа и биоценоза. Связи организмов в биоценозах.

Типы биотических взаимоотношений организмов в биоценозах.

Понятие о видовой структуре биоценоза. Пространственная структура биоценоза: вертикальная (ярусность) и горизонтальная (мозаичность).

Структурные и функциональные блоки экосистемы. Цепи и сети питания. Трофические уровни. Экологические пирамиды (пирамида чисел, пирамида биомасс, пирамида энергии). Правило Линдемана. Понятие о биомассе и продуктивности экосистем.

Динамика экосистем. Понятие экологической сукцессии.

Агроэкосистемы и их особенности. Отличие агроэкосистем от естественных экосистем.

 

Тема 15. Биосфера – живая оболочка Земли (1 час)

Биосфера и ее границы. Условия существования живых организмов. Структура биосферы. Живое и биогенное вещество биосферы, их функции.

Круговорот веществ в биосфере. Круговороты углерода, воды, кислорода.

 

Тема 16. Человек и биосфера (1 час)

Причины утраты биоразнообразия (разрушение природных местообитаний вида, чрезмерная антропогенная нагрузка). Пути сохранения биологического разнообразия. Особо охраняемые природные территории Республики Беларусь: заповедники, заказники, национальные парки. Красные книги.

 

Тема 17. Химические компоненты живых организмов (4 часа)

Содержание химических элементов в организме. Важнейшие макро- и микроэлементы и их биологическая роль.

Химические соединения в живых организмах.

Неорганические вещества. Вода и ее роль в жизни живых организмов.

Гидрофильные и гидрофобные соединения.

Минеральные вещества и их биологическое значение. Кислотность среды.

Органические вещества: малые органические вещества, мономеры, биополимеры.

Аминокислоты, пептиды и белки. Уровни организации белковых молекул. Образование пептидной связи. Многообразие и свойства белков и их функции.

Моно-, олиго- и полисахариды. Биологически важные полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин). Функции углеводов.

Липиды: жиры (триглицериды), фосфолипиды, стероиды и их функции.

Нуклеиновые кислоты. Строение и функции ДНК. Строение и функции рРНК, тРНК, иРНК (мРНК).

Строение и функция АТФ.

 

Тема 18. Клетка – структурная и функциональная единица живых организмов (4 часа)

Клеточная теория и ее основные положения.

Общий план строения клеток: поверхностный аппарат, цитоплазма (гиалоплазма, органоиды, включения, цитоскелет), ядерный аппарат.

Поверхностный аппарат клетки. Цитоплазматическая мембрана (плазмалемма). Химический состав, строение и функции плазмалеммы. Транспорт веществ через цитоплазматическую мембрану.

Цитоплазма. Гиалоплазма – внутренняя среда клетки. Химический состав и функции гиалоплазмы.

Цитоскелет – механический каркас цитоплазмы, его организация и функции.

Органоиды цитоплазмы, их строение и функции.

Ядро клетки, его строение и функции. Хромосомы.

Особенности строения клеток про- и эукариот (бактерий, протистов, грибов, растений, животных).

Клеточный цикл. Интерфаза и ее периоды. Репликация ДНК. Митоз. Фазы митоза. Амитоз. Биологическое значение митоза.

Мейоз – особый способ деления эукариотических клеток. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза. Строение и образование половых клеток у млекопитающих (сперматогенез и оогенез).

Тема 19. Обмен веществ и преобразование энергии в организме (2 часа)

Обмен веществ и преобразование энергии.

Катаболизм. Понятие о стадиях (этапах) клеточного дыхания. Суммарное уравнение полного окисления глюкозы. Брожение, его виды и практическое значение.

Анаболизм. Фотосинтез. Фотосинтетические пигменты и их локализация. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Суммарное уравнение фотосинтеза. Значение фотосинтеза.

Генетический код и его свойства. Биосинтез белка. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.

 

Тема 20. Неклеточные формы жизни – вирусы (1 час)

Строение вирусов. Проникновение вирусов в клетку-хозяина. Образование новых вирусных частиц. Вироиды. Бактериофаги. Вирусные заболевания.

 

Тема 21. Роль регуляции и иммунной системы в поддержании постоянства внутренней среды организма (1 час)

Значение постоянства внутренней среды для функционирования клеток многоклеточного организма.

Иммунная система и ее роль в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы иммунной системы. Общая (неспецифическая) защита организма.

Специфическая иммунная защита организма. Антитела. Аллергия.

Виды иммунитета. Вакцинация.

 

Тема 22. Наследственность и изменчивость организмов (5 часов)

Наследственность и изменчивость. Моногибридное скрещивание. Доминирование, доминантные и рецессивные признаки. Закон единообразия гибридов первого поколения (первый закон Г. Менделя). Закон расщепления (второй закон Г. Менделя). Доминантные и рецессивные аллели. Аллельные гены, генотип, фенотип, гомозигота и гетерозигота.

Взаимодействие аллельных генов: полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование. Множественный аллелизм. Анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков (третий закон Г. Менделя).

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, группы сцепления, кроссинговер, частота кроссинговера. Генетические карты.

Генетика пола. Хромосомное определение пола. Половые хромосомы и аутосомы. Особенности наследования признаков, сцепленных с полом.

Изменчивость организмов. Роль генотипа и условий среды в формировании признаков.

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Значение модификационной изменчивости.

Генотипическая изменчивость и ее виды. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагенные факторы. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. Значение генотипической изменчивости.

Особенности наследственности и изменчивости у человека. Методы изучения наследственности и изменчивости человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, дерматоглифический, биохимические.

Наследственные болезни человека. Генные болезни (фенилкетонурия, гемофилия). Хромосомные болезни (синдром Дауна, синдром кошачьего крика, синдром Шерешевского – Тернера, синдром полисомии по Х-хромосоме, синдром Кляйнфельтера).

 

Тема 23. Селекция и биотехнология (1 час)

Селекция растений, животных и микроорганизмов. Сорт, порода, штамм. Основные направления современной селекции. Методы селекции: искусственный отбор (массовый и индивидуальный), индуцированный мутагенез, гибридизация (инбридинг и аутбридинг), отдаленная гибридизация. Преодоление стерильности межвидовых гибридов. Достижения современной селекции.

Основные   направления        и объекты   биотехнологии.   Клеточная и генетическая инженерия. Получение трансгенных растений и животных. Генная терапия.

 

Тема 24. Эволюция органического мира (3 часа)

Основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

Биологическая эволюция. Развитие эволюционных взглядов (Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин, синтетическая теория эволюции).

Современные представления об эволюции. Популяция – элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Генетическое разнообразие в популяциях. Роль мутационной и комбинативной изменчивости. Миграции (поток генов). Волны жизни, дрейф генов, изоляция. Эволюционная роль модификаций.

Движущие силы и результаты эволюции. Видообразование.

Макроэволюция и ее доказательства. Сравнительно-анатомические, палеонтологические, эмбриологические, молекулярно-генетические доказательства эволюции.

Главные направления эволюции. Прогресс и регресс в эволюции. Пути достижения биологического прогресса (арогенез, аллогенез, катагенез). Способы осуществления эволюционного процесса (дивергенция, конвергенция).

Место человека в зоологической системе. Морфологические отличия человека от других млекопитающих.

Этапы и направления эволюции   человека. Предшественники человека:

австралопитеки, древнейшие люди, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Движущие силы антропогенеза и их специфика. Предпосылки антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Расизм. Особенности эволюции человека на современном этапе.

 

ТИПЫ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ, КОТОРЫЕ УЧАЩИЙСЯ ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕШАТЬ

  1. Цепи и сети питания.
  2. Экологические пирамиды, правило 10 %.
  3. Химические компоненты живых организмов.
  4. Репликация ДНК.
  5. Деление клетки и плоидность клеток.
  6. Энергетический и пластический обмен.
  7. Моногибридное скрещивание.
  8. Дигибридное скрещивание.
  9. Наследование признаков, сцепленных с полом.

 

СОГЛАСОВАНО

Методиск ГУМУ "Осиповичский

районный учебно-методический кабинет

                                    О.В. Курьянович

30.08.2024 г.